Эксперты Общероссийского народного фронта в Ханты-Мансийском округе считают, что в сельских территориях необходимы иные правила содержания и эксплуатации дорог, в первую очередь, грунтовых. К таким выводам активисты ОНФ пришли после мониторинга заключенных конкурсов на содержание дорог в сельском поселении Пионерский Советского района. Общественники, проанализировав ситуацию, отметили ряд нарушений в проведении закупок и неэффективность расходования бюджетных средств.
«С 2016 года правительством РФ для борьбы с нерадивыми подрядчиками в сфере дорожной деятельности были кратно увеличены штрафные санкции за ненормативное содержание дорог в населенных пунктах. Это привело к тому, что некоторые главы поселений стали проводить госзакупки не на содержание улично-дорожной сети, а на транспортные услуги, в рамках которых прописываются услуги автогрейдера, самосвала для вывоза снега, одноковшевого погрузчика, - пояснил член регионального штаба ОНФ в Югре Александр Хильман. – В результате, сельские дороги по-прежнему остаются в ненормативном состоянии, только при таком подходе штрафы за ненадлежащее содержание дорог вынужден оплачивать не исполнитель, а бюджет муниципалитета».
Главы сельских территорий, аргументируя появление подобных закупок, говорят, что в малые населенные пункты не идут крупные подрядчики, имеющие не только необходимую дорожную технику, но и квалифицированные кадры.
«Однако, изучив ситуацию, можно предположить, что сами главы, не заинтересованы в появлении «не своего» подрядчика. Потому средства, заложенные в бюджете на содержание дорог, дробятся, разыгрываются разными лотами и в разное время, тем самым снижая привлекательность объекта закупки для более крупных игроков, специализирующихся на дорожных работах», - утверждает Хильман.
По мнению эксперта, заключение контрактов на транспортные услуги за счет средств, направленных на исполнение вопроса местного значения «Содержание улично-дорожной сети поселения» можно расценивать как нецелевое расходование бюджетных средств.
Сопредседатель регионального штаба ОНФ в Югре Сергей Дубовец, считает, что ситуацию спровоцировало несоответствие величины средств, предлагаемых муниципальным контрактом, и фактической потребностью денег для проведения работ, влияющих на безопасность дорожного движения: уборка снега, борьба с зимней скользкостью, уборка посторонних предметов с проезжей части, ямочный ремонт. Как правило, в таких сметах предусмотрено не более половины от требуемого объема работ. Так даже по региональным дорогам в расчетах принято число дней, когда дороги надлежит обрабатывать пескосоляной смесью - 64, как в Тюмени, а фактически таких дней в Югре - 107.
«Чтобы избежать в дальнейшем нецелевого расходования бюджета, эксперты ОНФ предлагают заключать контракт на содержание сельских дорог на трехлетний плановый период. Таким образом будет достигнута финансовая привлекательность для крупных игроков, - отмечает Хильман.- Для небольших муниципалитетов, находящих близко друг от друга, стоит предусмотреть возможность объединения бюджетных средств для заключения единого контракта на содержание дорог. Дорожному департаменту необходимо разработать методику содержания грунтовых дорог. Иначе, неопределенность перечня работ, необходимого при обслуживании таких дорог, создает коррупционные возможности для администраций поселений».
Проблема содержания сельских дорог была озвучена экспертами ОНФ в Югре на встрече с главой региона.