В феврале 2010 года маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование «Импорт шин в Россию и экспорт шин из России в 2007, 2008 и 2009 гг.».
В 2007 г. в Россию было поставлено (импортировано) 15 023 028 шин всех видов общей стоимостью $ 945,93 млн. В 2008 г. совокупный импорт возрос до 19 815 033 шин на общую сумму $ 1379,6 млн. В 2009 г. импорт шин всех видов составил 11 748 074 шт. Таким образом, он уменьшился на 40,7 % по сравнению с предыдущим годом. В стоимостном выражении в 2009 г. объем импорта также претерпел практически двукратное сокращение с $ 1379,6 млн. до $ 821,4 млн.
Обращаем внимание, что оценки объема импорта шин в стоимостном выражении, полученные по данным ФТС, как правило, являются заниженными, поскольку компании-импортеры при декларировании продукции заявляют цену меньшую, чем реальная цена ввозимого товара.
В натуральном выражении импорт шин для легковых автомобилей, включая внедорожники и легкогрузовых ТС в Россию возрос с 13 283 828 шт. в 2007 г. до 17 783 312 шт. в 2008 г., объем импорта грузовых шин вырос с 1 198 835 до 1 407 576 шт. Объем импорта шин для легковых автомобилей, включая внедорожники и легкогрузовых ТС в Россию в 2009 г. в натуральном выражении сократился по отношению к предыдущему году на 40,9 % с 17 783 312 шт. до 10 494 123 шт. Отметим, что спад объемов импорта в 2009 г. наблюдается абсолютно во всех группах шин! Импорт грузовых шин сократился на 38,1 %, объем импорта шин для сельскохозяйственной техники снизился на 40,53 %.
Общий объем экспорта шин сократился с 9321646 шт. в 2007 г. до 7782687 шт. в 2008 г. Хотя в стоимостном выражении отмечен рост с $ 636,65 млн. до $ 695,10 млн. Скорее всего это обусловлено возросшей средней ценой шины, заявленной в таможенных декларациях экспортеров. Снижение общегодового объема экспорта шин из России, по нашему мнению, произошло под влиянием мирового кризиса. В период с первого по третий квартал 2008 г. экспорт планомерно увеличился, что также наблюдалось в 2007 г. Обычно пик экспорта приходился на последний четвертый квартал года в независимости от категории шин. Так было и в 2007 г. В четвертом квартале 2008 г. объемы экспорта всех без исключения категорий шин резко сократились по отношению к предыдущему кварталу. Экспорт самой крупной по объему категории легковых шин сократился на 15,5 %, экспорт грузовых шин снизился на 45,1 %, сельхозшин на 54,8 %. В 2007 г. объем экспорта последнего квартала превосходил объем предыдущего периода в независимости от категории. В четвертом квартале 2008 г. действие кризиса уже начало сказываться, кстати, не только на объеме экспорта, но также и на объемах производства шин в России.
В 2009 г. объем экспорта шин всех видов составил 8 502 168 шт., что больше чем в 2008 г. (7 782 687 шт.) на 9,2 %. На 14,3 % в натуральном выражении возрос экспорт легковых шин. Экспорт легкогрузовых шин возрос на 81,4 %!!! Экспорт грузовых шин снизился на 12,0 %. В стоимостном выражении совокупный экспорт шин, однако, сократился с $ 695,1 млн. до $ 558,51 млн.
Еще раз отметим, что, несмотря на возросший по итогам 2008 г. объем импорта шин всех видов, легковых, грузовых шин, а также шин, предназначенных для других категорий транспорта, в четвертом квартале 2008 г. года наблюдался значительный спад импорта. Если не кризис, то количество импортированных в Россию шин, было бы еще большим. DISCOVERY Research Group неоднократно отмечало тенденцию роста импорта, которая была сломлена в конце 2008 г.
В пятерку компаний-производителей (без учета брэндов) в 2008 г., лидирующих по объему импорта шин для легковых автомобилей, включая внедорожники и легкогрузовых ТС в натуральном выражении, вошли:
1. Continental (3023734 шин. в 2008 г.; 1860382 шин в 2007 г.). В 2009 г. – 1157374 шт.
2. Bridgestone (2025707 шин. в 2008 г.; 1629592 шин. в 2007 г.). В 2009 г. – 2094772 шт.
3. Michelin (1913332 шин. в 2008 г.; 1363793 шин. в 2007 г.). В 2009 г. – 685056 шт.
4. Yokohama (1603235 шин. в 2008 г.; 1080301 шин. в 2007 г.). В 2009 г. – 2157186 шт.
5. Goodyear (1560990 шин. в 2008 г.; 1534183 шин. в 2007 г.). В 2009 г. – 278936 шт.
По итогам 2009 г. пятерка лидеров выглядит следующим образом:
1. Yokohama (2 157 186 шт.)
2. Bridgestone (2 094 772 шт.)
3. Continental (1 157 374 шт.)
4. Hankook Tyre Co. Ltd (757 724 шт.)
5. Kumho Industrial (752 937 шт.)
В пятерку компаний-производителей (без учета брэндов) в 2008 г., лидирующих по объему импорта грузовых шин в натуральном выражении, вошли:
1. Michelin (416015 шин. в 2008 г.; 381054 шин. в 2007 г.).
2. Bridgestone (214490 шин. в 2008 г.; 195357 шин. в 2007 г.).
3. Goodyear (105986 шин. в 2008 г.; 110162 шин. в 2007 г.).
4. Aeolus Tyre (92432 шин. в 2008 г.; 92687 шин. в 2007 г.).
5. Hangzhou Zhongce Rubber (69899 шин. в 2008 г.; 11652 шин. в 2007 г.).
По итогам 2009 г. пятерка лидеров выглядит следующим образом:
1. Michelin (198 943 шт.)
2. Bridgestone (135 177 шт.)
3. Aeolus Tyre Co. Ltd (100 668 шт.)
4. Goodyear (90 929 шт.)
5. Continental (51 946 шт.)
Среди ведущих мировых производителей спад объемов импорта шин всех видов в 2009 г. по сравнению с 2008 г. показали практически все: Pirelli - 85,5%, Nokian - 87,1%, Goodyear - 77,6%, Michelin - 62,0%, Continental - 60,4%.
К этому списку можно добавить компанию Росава, спад составил 68,2 %.
Меньшим было падение импорта японских компаний: Sumitomo - 23,5%, Toyo - 21,2%, Bridgestone - 0,2%.
Рост показала только японская Yokohama - 33,3%!
Подробные данные об импорте-экспорте шин в 2007, 2008 и 2009 гг. смотрите в отчете «Импорт шин в Россию и экспорт шин из России в 2007, 2008 и 2009 гг.».