Каждый год сфера госзакупок становится более закрытой для малого бизнеса. Несмотря на то, что вся наша бюрократическая система переходит на электронный документооборот, количество документов для участия в конкурсной процедуре увеличивается.
Этим грешат и государственные заказчики, и крупные компании, которые часто вводят процедуры конкурсных закупок, требующие от каждого поставщика держать в актуальном состоянии все документы для участия в конкурсах и аукционов. На первый взгляд, их немного – оригинал выписки из ЕГРЮЛ, справка из налоговой об отсутствии задолженности, отчеты в налоговую. Но этот год подготовил и сюрпризы. Теперь компании при значительном снижении цены контракта попадают под антидемпинговые процедуры.
Всеволод Погодин, основатель системы добровольной сертификации EAC Audit:
- Основная цель заказчика при составлении конкурсной документации – отсечь «лишних» поставщиков и не допустить к участию в конкурсной процедуре «не свои организации». Технические задания или спецификации на поставку продукции стали напоминать минные поля, в которые заказчики «зашивают» не всегда выполнимые требования. Я думаю, не стоит перечислять уже набившие оскомину анекдотичные случаи, когда в техническом задании заказчик устанавливает двухдневный срок на разработку проектно-сметной документации для строительства целого дома.
Но давайте отойдем в сторону от технических заданий и рассмотрим комплект обязательных документов, которые организаторы закупки требуют от участников конкурсных процедур. Среди них встречается обязательное требование к подрядчику – подтвердить добросовестность. При этом 44-ФЗ не конкретизирует, как участник конкурса должен выполнить это требование. К этой же ситуации можно отнести случаи, когда в составе конкурсной документации требуется представить документы, подтверждающие надежность и деловую репутацию, а количество поданных подтверждающих документов увеличивает итоговый конкурсный балл, по которому затем определяется победитель конкурсной процедуры.
Опытные участники рынка госзакупок поступают следующим образом: прикладывают к конкурсной документации информацию о количестве исполненных контрактов, выполненных без штрафов, неустоек и пеней. А что делать, если вы еще новичок этого рынка и объем выполненных контрактов небольшой? Выходом станет участие компании в процедуре добровольной сертификации. Сегодня в нашей стране действует несколько подобных систем, одна из популярных – Регистр проверенных организаций, который ведет Федеральное Агентство по техническому регулированию (Росстандарт). Компаниям, которые состоят в Регистре, выдается сертификат, заверенную копию которого компания-поставщик может включать в комплект конкурсной документации.
Всеволод Погодин, основатель системы добровольной сертификации EAC Audit:
- Если вы занимаетесь подготовкой комплекта документов для участия в конкурсе самостоятельно, то вам знаком перечень обязательных писем, которые прикладываются к документам. Они содержат информацию о том, что компания не проходит процедуру банкротства, хозяйственная деятельность организации не приостановлена. Такие письма сдаются участником конкурсной процедуры и при проведении процедуры госзакупки, и в случае, если конкурсную процедуру проводит коммерческий заказчик.
При оформлении сертификата РПО центр сертификации проверяет компанию-заявителя по всем государственным базам, в которых содержится информация о российских юридических лицах – своевременная сдача отчетности в налоговый орган, отсутствие недоимок по налогам и сборам, действительность юридического адреса организации, отсутствие претензий у государственных органов. Сертификат о включении компании в регистр проверенных организаций Росстандарта подтверждает надежность организации и говорит о том, что компания не является «технической» или, к примеру однодневкой.
Несмотря на строгость названия, получить сертификат РПО несложно. Для этого нужно передать центру добровольной сертификации комплект учредительных документов (это устав вашего юридического лица), номер свидетельства о государственной регистрации организации и номер свидетельства о постановке на налоговый учет. Также потребуются копии паспортов учредителей, генерального директора и главного бухгалтера.
Перед подачей убедитесь, что выбранный центр сертификации – держатель реестра и может вести регистр проверенных организаций. Удостовериться в этом можно на сайте Росстандарта.