21-23 сентября в г. Дзержинске состоялся семинар на тему «Актуальные вопросы управления муниципальными финансами». В семинаре приняли участие руководители и заместители руководителей финансовых органов муниципальных образований Нижегородской области, а также функциональных подразделений, ответственных за методологическое и информационно-техническое обеспечение.
Дзержинск становится центром обсуждения актуальных вопросов муниципального управления уже несколько лет. В этом году в рамках семинара были раскрыты основные законодательные новации и изменения, представлена методика качественного и своевременного исполнения бюджетных требований, а также инструменты их реализации.
Управление финансами
Ольга Сахончик, заместитель главы администрации города по финансам, директор департамента финансов администрации города Дзержинска, рассказала об управлении общественными финансами города. Городской округ город Дзержинск, согласно оценке платежеспособности и качества управления финансами муниципальных районов и городских округов Нижегородской области по итогам 2016 года, имеет один из самых низких среди муниципалитетов области процент зависимости бюджета от финансовой помощи от вышестоящих бюджетов – 15,28 %. Самодостаточность бюджета достигается путем реализации мероприятий, обеспечивающих повышение собираемости налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет, поиск резервов увеличения доходной базы, а также мероприятий, направленных на эффективное использование бюджетных средств.
Практическим опытом применения ЮЗЭД и выгрузки в ГИС ГМП поделилась главный специалист Управления финансов администрации Навашинского муниципального района Нижегородской области Ольга Мартьянова. Переход муниципалитета на юридически значимый электронный документооборот позволил сэкономить средства за счет использования информационных технологий обработки документов в электронной форме и сэкономить рабочее время сотрудников за счет сокращения времени прохождения электронных документов в процессе взаимодействия участников. Кроме того, внедрение электронной подписи позволило обеспечить работу с ГИС ГМП по выгрузке документов финансового органа при условии создания отдельного защищенного канала с Министерством информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области.
Новым стандартам бухгалтерского и бюджетного учета было посвящено выступление ведущего консультанта Департамента развития комплексных решений Компании БФТ Александра Кравченко. С 2018 года будут применяться такие федеральные стандарты, как «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», «Основные средства», «Аренда», «Обесценение», «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности». Для соблюдения всех указанных федеральных стандартов Компания БФТ оказывает методологическую поддержку по ведению бухгалтерского учета. Кроме того, на семинаре был затронут вопрос централизации бухгалтерских служб государственных (муниципальных) учреждений. В рамках перевода учреждений на централизованное бухгалтерское обслуживание Компания БФТ оказывает консалтинговые услуги, которые включают:
• Проведение экспертизы нормативно-правового регулирования и фактически осуществляющегося процесса ведения бюджетного (бухгалтерского) учета в рамках существующих учетных процессов.
• Экспертно-консультационное сопровождение разработки модели централизации с учетом отраслевого и межотраслевого вариантов.
• «Дорожную карту» мероприятий по централизации бухгалтерских служб.
• Разработку пакета проектов НПА по созданию ЦБ или проведения мероприятий по реорганизации существующих ЦБ.
• Разработку пакета проектов НПА по переходу учреждений на централизованное обслуживание.
Аналитик Департамента аналитических и портальных решений Компании БФТ Алексей Владыкин рассказал о потребности автоматизации процессов мониторинга деятельности учреждений и органов местного самоуправления. В частности, был раскрыт потенциал возможностей по автоматизации сбора, анализа и консолидации данных в единой системе для финансовых органов и учредителей. В рамках темы было представлено решение Компании БФТ «АЦК-Мониторинг КПЭ», позволяющее организовать работу учреждений, главных распорядителей бюджетных средств и финансовых органов в едином информационном пространстве в части ключевых отчетов и показателей эффективности, тем самым повысить качество управления подведомственной сетью и сократить трудозатраты на сбор и согласование данных.
Новые возможности системы АЦК
В рамках семинара эксперты Компании БФТ рассказали о расширении функциональных возможностей систем планирования и исполнения бюджета «АЦК-Планирование» и «АЦК-Финансы». Так, одна из последних подсистем – это подсистема формирования и ведения реестра источников доходов при планировании и исполнении бюджета. Реестр источников доходов представляет собой свод информации о доходах бюджета по источникам доходов бюджетов бюджетной системы, формируемой в процессе составления, утверждения и исполнения бюджета. В соответствии с законодательными требованиями за субъектами и муниципалитетами РФ закреплена обязанность формирования реестров источников доходов бюджетов и предоставления этих реестров одновременно с проектом Закона (решения) в Законодательный (представительный) орган. Новая подсистема Компании БФТ позволяет загружать перечни источников доходов из ГИИС «Электронный Бюджет» и выгружать реестр источников доходов субъекта РФ и свод реестров источников доходов муниципального образования в Минфин России.
Возможность поформированию и ведению региональных перечней государственных (муниципальных) услуг и работтакже разработана Компанией БФТ для реализации последних законодательных требований Бюджетного кодекса РФ. Пользователь может интегрировать процесс формирования и ведения региональных перечней в общий процесс формирования государственных и муниципальных заданий учреждений субъекта РФ и муниципальных учреждений и расчета субсидии на выполнение государственных и муниципальных заданий. Функционал также взаимодействует с сайтом системы «Электронный бюджет» в части загрузки общероссийских перечней услуг.
В системе исполнения бюджета «АЦК-Финансы» также появились новые возможности. В частности, реализован функционал по учету доли софинансирования средств из федерального бюджета при исполнении бюджета в части расходования средств. Подсистема позволяет контролировать уровень софинансирования – определяется его процент и проводятся соответствующие контроли. Вся информация по софинансированию отображается в расходной части бюджета. Кроме того, пользователи могут формировать несколько видов отчетности – нормативные отчеты (Отчет об использовании межбюджетных трансфертов), а также различные управленческие отчеты (Расходная часть бюджета, Универсальный отчет по расходам, Отчет об использовании субсидий (субвенций), Реестр расходов).
Еще одна из последних подсистем «АЦК-Финансы» – это подсистема взаимодействия «АЦК-Финансы» с ГИС ЖКХ. Согласно ч.23 ст.7 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» органы, осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, в том числе производящие расчеты в электронной форме, а также иные органы или иные организации, через которые производится внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны незамедлительно размещать в системе информацию о внесении такой платы. Взаимодействие «АЦК-Финансы» с ГИС ЖКХ позволяет реализовать требования федерального законодательства и передать необходимые сведения о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги непосредственно в ГИС ЖКХ. В результате исключаются трудовые затраты на подготовку сведений для передачи в ГИС ЖКХ.
Управление закупками
Екатерина Рыбакова, заведующая отделом закупок Управления финансов Семеновского района, рассказала об опыте своего муниципального образования в части исполнения контроля финансового органа в соответствии со статьей 99, ч.5 закона № 44-ФЗ. В настоящее время в Семеновском районе контролем по ч.5. ст.99 занимаются 3 сотрудника управления. При этом благодаря автоматизации функции контроля число проверенных объектов контроля (документов) составляет 2624, включая 821 план закупок. Екатерина Рыбакова также подробно описала процесс прохождения контроля. Например, при изменении плана закупок, он отправляется в систему исполнения бюджета «АЦК-Финансы» на предварительный контроль соответствия финансовому обеспечению. Если контроль пройден успешно, то план закупок утверждается, а сам контроль проходит автоматически, без участия пользователя.
Руководитель направления аналитического управления Департамента госзакупок и финконтроля Компании БФТ Инна Буянова в рамках своего выступления продолжила тему контроля финансового органа в сфере закупок. Она отметила, что согласно Приказу Минфина России от 22.07.2016 120н «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия при осуществлении контроля финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органов управления государственными внебюджетными фондами с субъектами контроля, указанными в пунктах 4 и 5 Правил осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении контроля необходимо учитывать суммы поставленных на учет принимаемых и принятых бюджетных обязательств (в том числе обязательств прошлых лет, несвязанных с планом закупок текущего года). Подсистема «Контроль в сфере закупок» системы исполнения бюджета «АЦК-Финансы» взаимодействует с ЕИС в сфере закупок и дает возможность провести полный объем контролей по ч.5 ст. 99 Федерального закона 44-ФЗ. В результате соблюдаются сроки проведения контролей и повышается качество планирования и контроля исполнения расходов на закупки.
Инна Буянова также подробно рассказала об особенностях подготовки планов закупок и планов графиков на 2018-2020 плановый период. В соответствии с законодательными требованиями срок подготовки проектов планов закупок определяет финансовый орган в рамках порядка планирования бюджета. Срок утверждения планов закупок составляет 10 дней после доведения ЛБО (утверждения ПФХД). В свою очередь начало подготовки проектов планов графиков рекомендуется проводить сразу после принятия проекта бюджета в первом чтении. Срок утверждения планов графиков – в течение 10 дней после доведения ЛБО (утверждения ПФХД). Эксперт БФТ обратила внимание, что при возникновении ситуации, когда потребность в закупке сохраняется, строка плана закупок переносится в проект плана закупок и вносятся уточнения в части сумм. Если потребность в закупке более не существует, то данные закупки рекомендуется отменить в текущем плане закупок, чтобы не возникла необходимость публикации его по требованиям ЕИС. В случае появления новой потребности добавляется новая строка плана закупок.
Участники семинара в Дзержинске вместе с экспертами Компании БФТ также провели круглый стол по актуальным вопросам управления муниципальными финансами.
Навашино Нижегородской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.