Краудфандинговое движение появилось в России пять лет назад. Вот только применять его на благо бизнеса в нашем регионе стали сравнительно недавно. Чтобы научить кемеровских предпринимателей использовать инструменты коллективного финансирования для эффективного продвижения своих проектов, Кузбасский центр инноваций социальной сферы решил провести первую кузбасскую школу краудфандинга, главным спикером которой стал федеральный эксперт, бизнес–тренер и куратор Школы краудфандинга Планета.ру Егор Ельчин.
Первая кузбасская школа краудфандинга была посвящена социальному предпринимательству. В рамках десятичасового интенсива Егор Ельчин прочитал вводную лекцию об основах краудфандинга, рассказал о том, как выстроить эффективную PR-кампанию крауд-проекта, а также на примере реальных бизнес–кейсов помог участникам составить наиболее полное представление о том, как грамотно использовать краудфандинговую платформу для развития своего дела.
Самый частый вопрос, который задают участники семинара, это не то, как создать проект, а как его дальше продвигать, как заниматься пиаром и взаимодействовать с аудиторией, как грамотно до неё донести, что поддерживать проект необходимо, – отмечает Егор Ельчин. – Я постарался объяснить студентам основные моменты, однако каждый проект уникален, и аудитория у них разная, так что авторам проектов нужно эти базовые знания адаптировать под себя.
Чтобы предпринимателям было проще понять, о чём говорит преподаватель школы, всю теорию тут же закрепляли на практике. В рамках интенсива участники анализировали реальные крауд–проекты. Так, например, представитель кластера «База» Кирилл Показий выступал с проектом столярной мастерской.
– «База» уже запустила свою крауд-компанию, поэтому часть информации мне была известна. Но, конечно, сколько материалов не перечитай, всё равно опытнее Егора Ельчина не станешь. Егор рассказал много важных вещей, разбирал конкретные примеры, очень артистично, ёмко доносил философию краудфандинга, рассказывал об особенностях каждой части компании - тексте, видео, позиционировании, вознаграждениях. Самой полезной для нас была часть про продвижение проекта. Егор похвалил нашу идею, её оформление, с этим мы справились. Но краудфандинговый проект сам себя не соберёт, как бы круто он ни был оформлен, какой бы полезной ни была бы идея. Это большая работа до запуска и большая работа после. Хорошо, что мы поняли это сейчас. Егор зарядил нас, и оставшееся время нашей крауд–компании мы проведём максимально продуктивно, – отметил Кирилл Показий.
Также на мероприятии разбирали проекты «Ярмарки мастеров», клуба закаливания «Снегири», детской фотошколы для детей с ограниченными возможностями и Центра молодёжного инновационного творчества «Техносфера».
– У всех проектов отличные перспективы, поэтому наша главная задача – навести авторов проекта или нащупать вместе с ними тот вектор, куда именно нужно развивать свой проект в плане краудфандинга, на какие моменты стоит обратить внимание, чтобы проект вызвал больший интерес у аудитории, – говорит Егор Ельчин.
Часть элементов краудфандинга участники интенсива прорабатывали прямо на месте. Так, они должны были придумать вознаграждения для тех, кто оказал поддержку проекту.
– Эта практика позволяет предпринимателям взглянуть на свой проект с другой стороны. Как ни крути, профессиональная зашоренность она, так или иначе, настигает любого человека, который занимается любимым делом, а социальные предприниматели – это как раз те люди, которые без любви бизнес не строят, – отмечает федеральный эксперт.
Участница семинара Елена Точилкина с Егором Ельчиным согласна. Ей интенсив помог по–новому взглянуть на свой проект «Ярмарка мастеров».
– Я только вникаю в тему краудфандинга, поэтому для меня всё ново. Сегодня, когда я в очередной раз рассказывала людям о «Ярмарке», мне давали очень ценную обратную связь. Конечно же, этот опыт бесценен, получить его в другом месте довольно проблематично. А здесь всё разом, – делится впечатлениями Елена.
Довольна программой Школы краудфандинга и заместитель директора фонда #ВСоЗнании Анастасия Идт.
– Сейчас наш фонд как раз развивает направление краудфандинга, мы учимся самой методике, чтобы в дальнейшем собирать деньги для нужд городских сообществ, либо как-то обучать и помогать им в этом вопросе самостоятельно. На интенсиве присутствовали наши резиденты – «База», «Ярмарка мастеров», Клуб закаливания «Снигири», ЦМИТ – у них есть потребности в финансах. Сегодня мы вместе с ними учимся, чтобы в дальнейшем оказывать какую-то поддержку. Мне понравилось, что на Школе было очень много конретных примеров, рабочих алгоритмов: что нужно сделать, чтобы у вас всё получилось. Всё чётко структурировано, расказано доступным языком и объяснено на ярких примерах.
Старт первой школы краудфандинга в Кузбассе можно считать успешным. Довольны участники, доволен тренер. Впереди их ждёт ещё немало работы, однако начало большому пути уже положено.
– Мне приятно видеть в Кемерове такую замотивированную аудиторию. Эти люди готовы не просто слушать, а тут же применять полученные знания на практике. Радует ещё и то, что Кузбасский Центр инноваций социальной сферы достойно оценивает возможности краудфандинга для социальных предпринимателей региона и сам пригласил меня на образовательный интенсив. Когда мы будем готовить следующую ступень обучения, то непременно возьмём в поле своего внимания Кемеровскую область, ведь здесь заинтересованы не только в развитии краудфандинга, но и социального предпринимательства в целом, – подытожил Егор Ельчин.