В кировское отделение Общероссийского народного фронта поступают обращения от граждан, пострадавших от навязывания им дорогостоящих, а зачастую и совершенно ненужных услуг. Эксперты ОНФ призывают граждан быть бдительными и помнить, что закон – на их стороне.
Одна из жалоб была от пожилой женщины, которой навязали договор на обслуживание и ремонт электрооборудования. Представитель фирмы убедил пенсионерку, что заключение договора будет ей выгодно. Женщина заплатила 460 руб. при подписании договора и должна была вносить ежемесячную абонентскую плату в размере 80 руб. Ее родственников, внимательно прочитавших условия договора, насторожило, что речь идет об электрооборудовании, которое служит очень долго и выходит из строя в редких случаях (электросчетчик на лестничной клетке, проводка, розетки и выключатели) и не требует постоянного ежемесячного обслуживания. Также оказалось, что в случае ремонта за материалы придется заплатить по отдельному прейскуранту. Если же женщина захочет использовать свои материалы, то придется оплатить работу мастера, несмотря на вносимую каждый месяц абонентскую плату. То есть только за первый месяц пользования услугами фирмы женщина потратила 540 руб., с каждым месяцем затраченная сумма будет увеличиваться. К тому моменту, когда у женщины действительно что-то сломается и потребуется помощь специалиста, ее затраты могут составить немалую сумму, в то время как вызвать электрика по объявлению или из управляющей компании стоит от 300 руб.
Немало жалоб поступает и от жительниц Кирова, которых беспокоят телефонными звонками специалисты различных салонов красоты, медицинских центров и центров снижения веса. Обычно женщинам предлагают бесплатно воспользоваться «уникальными услугами и новыми методиками», пройти «полное бесплатное обследование организма по медицинскому полису». Но после получения услуги может оказаться, что за материалы необходимо оплатить немалую сумму либо бесплатна лишь малая часть оказанных услуг, либо при заполнении карточки клиента могут подложить договор на оказание платных услуг. Нередко для оплаты данных услуг с клиентом заключается кредитный договор.
Участились и случаи навязывания услуг по замене пластиковых окон. Людям поступают звонки от фирм, ранее якобы устанавливавших окна в их квартире. Гражданам сообщают, что срок эксплуатации окон истек, поэтому их срочно нужно заменить.
Активисты ОНФ призывают быть бдительными – во всех подобных случаях доказать факт мошенничества и навязывания услуг крайне сложно, ведь люди подписывают документы добровольно. Все выявленные факты сомнительных действий со стороны компаний взяты экспертами регионального отделения ОНФ на контроль.
«Если же вы уже подписали невыгодный для себя договор, то закон о защите прав потребителей – на вашей стороне. Заказчик вправе в любое время отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, которые исполнитель еще должен доказать. Соответствующее заявление можно составить самостоятельно и направить продавцу заказным письмом либо прийти в его офис лично, попросив поставить соответствующую отметку на копии заявления. В случае отказа продавца расторгнуть договор без доказательства того, что продавец получил ваше заявление, договор расторгнуть не получится», – отметил эксперт проекта Народного фронта «За права заемщиков» в Кировской области Михаил Никитин.