Федеральный закон 218-ФЗ, внесший существенные изменения в закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», содержит множество положений, которые поддерживаются участниками строительного рынка. При этом отдельные положения этого закона, подготовленного и принятого в необоснованно короткие сроки, разрушают институциональные основы жилищного строительства и блокируют реализацию большинства инвестиционно-строительных проектов.
Требования закона неизбежно приведут к непреднамеренному банкротству и ликвидации застройщиков, относящихся к малому и среднему бизнесу, и как следствие – к неисполнению ими своих гарантийных обязательств. Такое мнение высказал сопредседатель регионального штаба Общероссийского народного фронта, председатель правления Объединения строителей Кировской области Дмитрий Сергеев.
«У участников рынка недоумение вызвало новое требование «один застройщик – одно разрешение на строительство». Ведь при реализации комплексных инвестиционных проектов, программ развития застроенных территорий одно юридическое лицо может одновременно вести строительство сразу нескольких зданий в одном районе, в том числе объектов социальной инфраструктуры – школ, больниц, детских садов, на которые требуется отдельное разрешение. Нет возможности в этом случае и отдать строительство социальных учреждений на субподряд другому застройщику, поскольку по новым правилам осуществление любых платежей возможно только в пределах одного разрешения на строительство», – сказал Сергеев.
Еще один недоработанный момент – установление лимитов расходов на оплату услуг банка, оплату труда и услуг управляющей компании, на рекламу, коммунальные услуги и услуги связи, аренду – не более 10% от проектной стоимости строительства. Это ограничение неприменимо к застройщикам, которые осуществляют строительство собственными силами. Согласно утвержденным нормативам по ценообразованию только фонд оплаты труда составляет около 20% стоимости строительства. Это ограничение также неприменимо к застройщикам, которые производят для собственного потребления строительные материалы, отметил представитель ОНФ.
Кроме того, закон вводит лимит авансирования в размере 30% стоимости проекта. При этом в совокупном размере учитываются авансовые платежи по расходам на проектирование, изыскания, экспертизу и непосредственно строительство объекта.
Сопредседатель регионального штаба Общероссийского народного фронта отметил, что подготовка проектной документации и ее экспертиза осуществляются застройщиком до получения разрешения на строительство, до привлечения средств дольщиков – за счет собственных средств. Соответственно, подчеркнул Сергеев, авансирование этих расходов не должно учитываться при установлении предельного размера совокупных авансовых платежей, производимых за счет средств, привлеченных по договорам долевого участия.
«Строительство является системообразующей отраслью для экономики страны, поэтому любая дестабилизация рынка может привести к крайне негативным последствиям – росту стоимости жилья, сокращению численности занятых, уменьшению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, срыву реализации государственных и муниципальных жилищных программ. Спорные положения нового закона начнут действовать с 1 июля 2018 г., поэтому у законодателей еще есть время провести консультации с профессиональным сообществом во избежание этих проблем», – резюмировал Дмитрий Сергеев.