Управление Федеральной антимонопольной службы в Югре подтвердило выводы экспертов Общероссийского народного фронта о нарушении антимонопольного законодательства в Ханты-Мансийске при организации питания детей. Кроме того, активисты проекта ОНФ «За честные закупки» обратятся в окружную прокуратура ХМАО-Югры с просьбой провести проверку организации питания для школьников в городах Пыть-Ях и Сургут.
Эксперт ОНФ Владимир Дудов рассказал, что в некоторых городах ХМАО мэрии используют специализированных посредников. «Администрация города обязала директоров школ Ханты-Мансийска напрямую заключать договора на поставку продовольствия в школы с комбинатом школьного питания. Учреждение самостоятельно выбирает поставщика продуктов. За 2017 г. основными победителями тендеров стали два предприятия — ООО «Юграстройснаб» и ООО «Югра-Комплектация». МАУ «Комбинат школьного питания» проводит закупки по 223-ФЗ и поставщики выигрывают тендеры практически по максимальной цене».
Несмотря на то, что для обеспечения питания школьников выделяются значительные суммы — в 2016 году было выделено 2,4 млрд руб., в 2017 г. — 2,5 млрд руб. в виде окружных субвенций, чиновники собирают дополнительные деньги с родителей. Со слов Евгения Зиновьева, отца двух школьников, на общем родительском собрании чиновник департамента образования Ханты-Мансийска открыто заявлял, что родительская плата необходима, так как половина суммы из окружной субсидии уходит на организацию деятельности МАУ «КШП».
После обращения активистов ОНФ в УФАС в Югре, администрация Ханты-Мансийска внесла изменения в распоряжение о создании МАУ «КШП» и её устав, которые исключили возможность проведения неконкурентных закупочных процедур.
Но, как выяснили эксперты проекта ОНФ «За честные закупки», пример Ханты-Мансийска не единственный. В г. Пыть-Яхе большинство подрядов на поставку продуктов выигрывает МУП «Пыть-Яхторгсервис», другие организации практически не выходят на торги. Соответственно, ни конкурентной борьбы, ни снижения цены контрактов не происходит.
В г. Сургуте СГМУП «Комбинат школьного питания» с 2011 г. выиграл контрактов более чем на 2,5 млрд рублей. В 2013 году появилась новая муниципальная структура МКУ «Управление учёта и отчётности образовательных учреждений», которая самостоятельно проводит аукционы и ограничивает конкуренцию путем укрупнения лотов.
«Для предотвращения подобных ситуаций, на федеральном уровне должен быть разработан механизм, регулирующий деятельность государственных и муниципальных учреждений. Вопрос должен найти отражение в дорожной карте по развитию конкуренции, — считает сопредседатель регионального штаба ОНФ Константин Терновой. — Государственные и муниципальные учреждения не должны становиться монополистами в сфере, где малый и средней бизнес может работать в условиях честной конкуренции».
«Благодаря подобным схемам чиновники Ханты-Мансийского автономного округа просто зарабатывают деньги на организации питания для школьников. Поразительно, что при проведении неэффективных закупок чиновники умудряются собирать дополнительные деньги на питание с родителей. Специально созданные посредники в муниципалитетах напрямую подчиняются городским властям, и в результате мы видим признаки коррупционной составляющей — отсутствие реальной конкуренции при торгах, минимальное снижение начальной максимальной цены контракта, ограниченный круг организаций-победителей. Мы обратимся в окружную прокуратуру ХМАО-Югры с просьбой провести проверку организации питания для школьников в муниципалитетах», — подчеркнул координатор проекта ОНФ «За честные закупки», депутат Госдумы Антон Гетта.