18.08.2017 16:05
Консультации.
Просмотров всего: 6583; сегодня: 1.

Юлия Койнова-Цельнер: «Нам нужно вернуть педагогику в школу!»

Доктор философских наук, научный сотрудник кафедры общей дидактики и эмпирического исследования урока факультета педагогики Дрезденского университета Юлия Койнова-Цёльнер рассказала о трансформации роли учителя в современном мире, значении Международного фестиваля школьный учителей и совместных разработках в рамка САЕ «Учитель XXI века».

– Мы живем в быстроменяющемся мире – объем новой информации удваивается каждые два года. И учитель уже не единственный источник информации. Это значит, что учитель сегодня не нужен?

— Да нет, как раз теперь он и необходим. Но происходит трансформация важности учителя – от вещания он должен перейти к общению с учениками.

Сравнивать учителя начала 20 века и 21 века не имеет сегодня никакого значения.

Изначально учитель – носитель знаний. Исторически сложилось так, что доступ к книгам, а, значит, к знаниям означал некое богатство. И человек, обладающий знаниями – знахарь, шаман, лекарь, писарь и учитель в том числе – вызывал уважение. Их слово, словно неотвратимый закон, было истиной в последней инстанции. Поэтому и относились к нему с особым пиететом. Еще вчера учитель, стабильный учебник и дополнительная литература были главными источниками знаний. Но изменилось время, способы получения знаний, изменилось предназначение школы.

Вы правильно заметили, что наступил этап, когда у нас слишком много знаний. И современному человеку надо научиться выуживать нужные сведения из потока информации и правильно к ним относиться.

Беда детей, не умеющих формировать собственного отношения к знаниям в том, что они, не имея собственного сформированного мнения, принимают всю информацию, свалившуюся на них в интернет, за чистую монету. И происходит манипуляция детскими душами и умами.

И важность учителя сводится сейчас к тому, что именно он создает учебное пространство, в котором может состояться учебный диалог о знании: что значит именно это знание конкретно для меня? Какую пользу оно мне принесет? Почему оно актуально вчера, почему мы говорим о нем сегодня и почему это может быть важно и значимо завтра?

Нужно не только знать, нужно иметь отношение и не насильно – это не катехизис – создавать учебное пространство, где есть возможность понять это знание, построить связи в этом комплексном мире, в окружающей среде, которая постоянно изменяется, найти себя в этом знании, выработать свою точку зрения. Профессор О. Скляров в своей работе процитировал Блока, который записал в своем дневнике: «Хорошим художником я признаю лишь того, кто из данного хаоса … творит космос». Эта фраза на мой взгляд передает новую суть труда учителя, который в подготовке уроке должен создать «космос» знания и выбрать формы совместной работы с учениками, чтобы учащиеся создали из хаоса знаний свою космическую карту, образно выражаясь. Таким образом, мы говорим, что учитель создает условия для создания своего субъектного отношения к этому знанию– то есть от гетеротенности знаний переходим к автономии/ усвоении на личном уровне знаний. И роль учителя в данном случае повышается в разы.

Проблема сегодняшнего учительства заключается в том, что не все видят свою задачу именно в этом. Многие идут по тому традиционному пути, когда учитель лишь носитель и передатчик знания, вопрос какого?. Важно понять, что сегодня учитель не может все знать! Нет сегодня абсолютного знания, и нет абсолютного источника знаний. Отправляясь в «космическое путешествие с учащимися» мы, учителя, постоянно сами узнаём новое, то есть не только учитель выступает в роли передатчика знаний, но и ученики. Об этом писал Эрих Кестнер в своем произведении: «Когда я был маленьким» чуть меньше ста лет назад:

«…когда взрослые, спрашивали меня: "Кем же ты хочешь стать?", я от всего сердца отвечал: "Учителем!" Еще не умея читать и писать, я уже хотел стать учителем. Никем другим. И все-таки я заблуждался. Это была, пожалуй, величайшая в моей жизни ошибка. И выяснилось это в самую последнюю минуту. Выяснилось, когда я, без одного экзамена готовый учитель, стоял перед классом и вел урок. Профессора, присутствовавшие в качестве моих педагогов на занятии, ничего не заметили, не заметили и того, что я сам наконец тут понял, как ошибся, и у меня оборвалось сердце. Зато ребята за партами почувствовали это не хуже меня. Они смотрели на меня с недоумением. Они молодцом отвечали. Поднимали руку. Вставали. Садились. Все шло как по маслу. Профессора благожелательно кивали. И тем не менее все было не так. Дети это понимали.

...Я был не учителем, а учащимся. Я не учить хотел, а учиться. И захотел стать учителем лишь для того, чтобы возможно дольше оставаться учеником. Вбирать и вбирать в себя новое, а вовсе не делиться и делиться все тем же старым.»

Сегодня мы говорим о необходимости постоянного самообразования, значит мы говорим о новой парадигме учителя, учитель, который учит и учится постоянно сам.

– Раньше априори было так: ученик ничего не понимает, я ему сейчас в классе расскажу. А теперь он пришел – и уже что-то знает. Теперь урок – это беседа большого специалиста с маленькими, но тоже специалистами.

– Большинство учителей прежней, советской школы были ориентированы на обучение детей основам научных знаний с помощью репродуктивного метода, в основу которого было положено воспроизведение текста учебника. А сейчас учитель не актер, а режиссер-постановщик урока, о чём мы говорили выше. И вся структура и содержание обучения должны включать вопросы возможностей наших учащихся. Создавать положительный климат на уроке и мотивировать учащихся к учению входят в задачи учителя-профессионала.

– А не теряется ли при этом авторитет учителя?

– Авторитет или авторитарность? Некоторые студенты путают эти понятия. Психология гуманистических отношений отрицает авторитарность. Можно иметь авторитет и не быть при этом авторитарным.

Прошли те времена, когда учитель лишь по определению был уважаемым человеком. Сегодня авторитет нужно заслужить на личностном уровне.

Переходя на новые гуманистические отношения и на демократический стиль отношений, мы отказываемся от вертикали и говорим о партиципации – то есть соучастии в учебном процессе, когда учитель и ученик вступают в диалог на признании субъектной позиции как учителя, так и ребенка.

Сделала одно наблюдение во время международного фестиваля учителей в Елабуге. Проводила игру, смысл которой заключался в том, что 5 участников в кругу должны были выполнить одно задание. А остальные участники – наблюдатели, не вмешивающиеся в процесс. И вот одна учительница в азарте решения этой задачи, видимо, войдя в привычную для себя роль, из внешнего круга наблюдателей заметила вслух: «Да что же ты не видишь что ли!» А потом сама взяла фигуру и переставила её, два раза нарушив обговоренные правила невмешательства. Стало грустно, что хороший учитель не видит сам своей «главной» ошибки: невыработанность на практическом уровне форм гуманистического отношения к ребенку, где вера в то, что он может сделать сам, что каждый ребенок – ценность.

Создать учебные ситуации, где вы не путем насилия со стороны своего положения выступаете, как некий безапелляционный судья, а выстраиваете субъектно-субъектные отношения, гораздо сложнее, бесспорно. Но результат того стоит.

– Хочу услышать ваше мнение вот о каком факте истории. Примерно 100 лет назад проводились семинары «Какие формы наказания вы можете применять к ребенку».

– Кнут и пряник – это примитивная форма воспитания. Мы не судьи, чтобы наказывать.

Перенесите любовь или наказание на сферу домашнего окружения. Работайте с родителями, советуйте им любить своего ребенка. Нам учителям важно научиться уважать каждого ребёнка, признать его индивидуальность. Для этого помогают формы общения с детьми, когда Вы узнаёте о том, что он может, чем он увлекается… часто бывает, что за пределами урока наши учащиеся уже что-то гениально могут, что мы себе и представить не можем.

– И ребенок сядет вам на шею…

– Вы можете заранее обговаривать последствия какого-то нелицеприятного поступка на уровне правил. Мы в школе говорим о том, что признаем ценность каждого ребенка и с уважением относимся к нашим отношениям, а значит соблюдаем правила общения, например по принципу правил дорожного движения. Эти формы доступны всем.

В разговоре с ребенком я могу высказать свое мнение и, не говоря о личности в целом, обсудить этот проступок, то действие, которое не соответствует правилам. Опять-таки правила (а это может быть устав школы, правила дома) должны быть ребенком поняты и приняты.

Нам нужно вернуть педагогику в школу! Тем самым, мы вернем доверие детей и родителей. К сожалению, сегодня создана ситуация, когда ребенок решил для себя, что он ходит в школу, чтобы провести время, а за знаниями – едет к репетиторам. Обучение должно быть в течение всего учебного года, а не только на период, когда учитель выступает или видит себя в роли некого «дрессировщика» к подготовке к ЕГЭ.

Хочется, чтобы учащиеся были постоянно в тонусе и через любопытство, через внутреннюю мотивацию, через авторитет учителя постоянно находиться в режиме обучения. Ведь исследования показали, что наш мозг не спит, он работает постоянно, а значит что человек учится перманентно.

– И как сделать так, чтобы ученики торопились на интересный урок?

– В последние 15 лет во всем мире ученые-педагоги и учителя-практики проявляют заинтересованность к формам и методам взаимообучения, целью которого является стабилизировать любопытство к новым знаниям, открытость узнать новое, желание поделиться на тему «я что-то понял, новое прочел» с позиции учащегося при позитивном обмене знаниями в учебной ситуации, что позволяет развивать наравне с предметными и социальные компетенции учащихся. Поэтому мы создаем урок-диалог с детьми, где на первый план выходят личностные компетенции – это самоактуализация и «Я-концепция».

Учителя в Германии относятся к своим ученика, как к равным, общаются в демократическом ключе и приучают их к самостоятельности. Нам надо работать с людьми не на страхе, а на мотивации.

Дидактики предлагают учителю уделить время на подготовку детей к теме, завладеть вниманием и только затем переходить к основной теме, объяснение которой не должно превышать 15 минут. Необходимо, чтобы ученики самостоятельно работали с материалом и несли ответственность за процесс обучения. Показателем успешности является не то, сколько сделал учитель, а насколько активны были его ученики.

Во всём мире происходит переориентация обучения на учеников. И учитель сам решает, сколько уроков по теме ему провести, учитывая качество усвоения темы в классе и особенности детей. Учителя при построении учебного процесса сегодня опираются на знания из психологии и стараются не допускать ситуации, когда ученик выполняет задание в страхе быть осужденным за то, что не может сделать правильно. Ученики вправе знать, какая ситуация учебная и ошибки здесь «приветствуются», какая ситуация – контрольная – и ошибки здесь отражаются на отметке. Можно учиться на уроке не только через учителя, а ученик-ученик, как тренировочный вариант.

С позиции учителя взаимообучение на уроке означает изменение профессионального мышления, выход которого в изменении своего профессионального поведения, где учитель и ученики, преподаватель и студент равноправны, и общение которых нацелено на взаимообмен знаниями. И если понимание этого постулата в педагогической общественности присутствует, то вопрос «как» построить такой урок, какова драматургия такого учебного процесса, особенно важны для учителя-профессионала.

– Насколько мне известно, в настоящее время в начальных, средних и высших школах Европы нашло широкое применение так называемое «кооперативное обучение».

– Да, действительно, сегодня на смену индивидуального урока выходят кооперативное обучение, при котором индивидуальность ученика не теряется. А вообще школе нужно отказаться от монокультурности социальных форм урока, а найти некий микс с фронтальной, групповой, парной социальными формами работы в классе.

– А как налажено сотрудничество Дрезденского университета с Институтом психологии и образования КФУ?

– Мы работаем над созданием педагогических модулей, интересных и нашему университету, и КФУ, расположенных как на базе Технического университета Дрездена, так и на базе Института психологии и образования КФУ. Также налажен обмен студентами между нашими университетами с целью прохождения обучения по модулям, разработанным нами.

По результатам работы планируется совместная научная статья под авторством представителей обоих университетов, а также проводится работа в рамках международного центра мультикультурной подготовки учителей с учетом вклада КФУ в его работу.

– Напоследок хочу задать вам провокационный вопрос. Вы который год становитесь спикером Международного фестиваля школьных учителей, проходящего в Елабуге. Задачей которого, по мнению организаторов, – будить мысль, заставлять учителей совершенствоваться и расширять свои горизонты. Учитель, воодушевившись опытом своих коллег, ставит себе новые точки роста. А вот насколько хватит этого запала от конференции?

– Запал – это что-то кратковременное. Воодушевились, а через какое-то время поглотили будни – и запал пропал. Задача фестиваля, на мой взгляд, дать не просто кратковременное озарение, а запустить долговременный процесс. Чтобы начала «гореть лампочка», которая своим светом сможет увлечь на пути просвещения. Про себя могу сказать, что возвращаясь домой, у меня этот «запал» только разгорается, так как рефлексируя я вижу новые темы, есть новое желание делиться дальше. А как это видят слушатели, мне тоже интересно, но это вопрос к ним, насколько по времени и глубине «хватает» им того, что они услышали на семинарах Фестиваля. Может быть, для этого необходимо создать электронную платформу общения – как обратная связь и возможность повышения эффективности работы как Фестиваля, так и модераторов.

Тематические сайты: PublisherNews - портал системы продвижения публикаций, Наука, Образование
Сайты субъектов РФ: Татарстан Республика
Сайты федеральных округов РФ: Приволжский федеральный округ
Сайты стран: Россия

Ньюсмейкер: Казанский федеральный университет — 854 публикации
Поделиться:

Интересно:

Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
24.11.2024 15:48 Мероприятия
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
Обработаны фотоизображения моделей новой коллекции одежды Дизайнерского дома Misha’Le Елены Мишакковой представленные на Международном конкурсе молодых дизайнеров в Москве в ноябре 2024 года.МКММ - Международный социально значимый проект в российской fashion-индустрии, цель которого найти...
24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
24.11.2024 15:38 Новости
24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
      С просьбой рассмотреть возможность проведения молебнов и панихид в память по А. В. Суворову в преддверии празднования его дня рождения 24 ноября к главам епархий страны обратился заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора С. Ю. Рудов. Синод Русской Православной...
Денежная реформа Сокольникова
24.11.2024 12:03 Аналитика
Денежная реформа Сокольникова
Предпосылки и причины проведения денежной реформы Закончившаяся Гражданская война и сопутствующая ей политика «военного коммунизма» привели к гиперинфляции. Продолжилось обесценивание денег. В 1921 году совзнаки настолько обесценились, что практически не имели какого-либо реального значения. К...
К 295-летию со дня рождения Александра Суворова
24.11.2024 09:03 Персоны
К 295-летию со дня рождения Александра Суворова
Александр Васильевич Суворов – основоположник русской военной теории, генералиссимус, генерал-фельдмаршал Священной Римской империи, граф Рымникский (1789), князь Итальянский (1799), великий маршал войск пьемонтских, кавалер всех российских орденов своего времени, не считая семи иностранных. Гений...
Бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе МКММ
23.11.2024 12:50 Мероприятия
Бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе МКММ
21 ноября 2024 года в Москве на Большой Якиманке 26, бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе на площадке проекта МКММ - Международного Московского конкурса молодых модельеров.          Сегодня МКММ является одним из самых модных fashion мероприятий...