Аналитики Ассоциации Участников Закупок составили рейтинг несуразностей в самых дорогих государственных тендерах.
Государственные и коммерческие электронные торги, которые проводятся по 44 и 223 федеральным законам, изобилуют не только сомнительными схемами сделок, завышенными ценами на услуги и коррупционными договоренностями, но также пестрят абсурдами, которые вызывают улыбку специалистов. Эксперты АУЗ изучили самые дорогие электронные аукционы нынешнего года и выявили целый ряд странностей в тендерной документации.
Первое место в рейтинге занимает самая дорогая закупка в нашей стране стоимостью в 35,7 миллиардов рублей. В государственном контракте на выполнение работ по возведению зданий, в контактах указан частный email адрес на общедоступном сервисе mail.ru. По мнению специалистов, размещение подобного рода дорогих заказов должно происходить только с официальными государственными контактами заказчика. Хотя, как отмечают специалисты, закупка проводилась у единственного поставщика, поэтому заказчик с исполнителем уже знали друг друга и очевидно - не стали тратить время на лишние формальности.
Следующая в рейтинге закупка на сумму 28,8 миллиардов привлекла внимание не только узкой номенклатурой противоопухолевых медицинских препаратов, но также формой проведения открытого конкурса, который предусматривает (согласно требованиям заказчика) встречные инвестиционные обязательства поставщика на сумму 3 миллиардов рублей. Специалистов насторожила закупка такого количества препаратов, используемых для борьбы с раком, для одного города - Москвы.
Третье место среди самых дорогих закупок оказалось у заказчика на строительство Керченского моста с предложением на 16,9 миллиардов рублей. Специалистов удивило, что в таком крупном и ответственном тендере заказчик разместил всего один документ объемом в 4 страницы, в то время как заказы на более мелкие объекты (например, строительство школ), изобилуют детальными требованиями к исполнителю, которые представлены на сотнях страниц. Закупка услуги проводится у единственного поставщика, поэтому заказчик с исполнителем, видимо, посчитали не обязательным вдаваться в технические требования возводимого объекта. Зато не забыли прописать 30% авансирования.
Лизинг автобусов на 12,7 миллиардов рублей удивил специалистов объемами сделки. По мнению аналитиков, за подобные средства заказчик мог легко закупить собственный автотранспорт (сразу, без лишних лизинговых затрат) и обеспечить эксплуатацию транспорта на территории Московской области. Государственная казна Столицы вряд ли нуждается в кредитных средствах, поэтому боле уместно смотрелась бы сделка с рассрочкой от производителя. Тем более, что количество закупаемых автобусов по этому контракту не критичное для производителя всего 1750 штук (за год в нашей стране производится до 88 тысяч автобусов максимально).
Тендер на строительство дороги до Архангельска суммой в 11 миллиардов рублей удивил экспертов АУЗ количеством проектной документации, которую необходимо изучить участникам тендера. Для участия необходимо скачать 100 архивных файлов объемом в 3 гигабайта. При этом каждый архив содержит до 10 папок, каждую из которых нужно отдельно просмотреть. Таким образом, настойчивому участнику торгов придется изучить 1000 папок!
Выполнение воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны Российской Федерации на 9,1 миллиардов рублей вызвало интерес АУЗ извещением о закупках. Всего 2 страницы тендерной документации не содержат детальных указаний на выполнение работ и подписаны (внимание) – заместителем руководителя департамента. Похоже, что в последние годы у генералов стало модным перекладывать ответственность за закупки на своих заместителей.
Еще один тендер на строительство дороги до Архангельска М-8 объемом в 8,2 миллиарда рублей (уже от другого ведомства), очень сильно напомнил экспертам АУЗ своего собрата на 11 млрд рублей. Заказчик идентично выложил десятки архивных файлов с тендерной документацией на 3 гигабайта.
Запрос на страхование жизни личного состава федеральных органов исполнительной власти занял 8 место в рейтинге самых дорогих предложений нынешнего года с контрактом на 8,1 миллиардов рублей. Аналитиков удивило, что по условиям тендера, который был размещен в конце марта 2017 года, победитель обязан покрыть страховые случаи, которые произошли с 1 января 2017 года. То есть – еще до заключения контракта.
Реконструкция аэропорта Шереметьево с контрактом в 7,7 миллиардов рублей приятно удивила специалистов обилием тендерной документации и детальной сметой. Это оказалась единственная закупка в первой десятке дорогих тендеров, в которой заказчики подошли к оформлению заявки столь добросовестно.
Тендер на ремонт трассы до республики Калмыкия Р-215 на сумму 7,4 миллиарда рублей вызвал интерес АУЗ активностью одного из участников, который жестко потребовал от организаторов тендера разъяснений по условиям объявленного аукциона. Между тем, как заметили специалисты, это не помогло активному участнику выиграть лот, хотя среди участников этой закупки было всего 2 компании. Решением конкурсной комиссии была признана «соответствующей требованиям» только одна фирма. Кто меньше задавал вопросов – тот и победил.
Специалисты АУЗ обратились за комментариями в компанию, которая ежедневно выигрывает сотни тендеров в нашей стране. В Центре Заключения Контрактов сообщили, что не удивлены выявленным нелепым фактам в тендерной документации. По информации представителей ЦЗК, боле половины всех лотов в нашей стране имеют нестыковки, а около 7% из них могут смело отправляться на разбирательство в ФАС и суды. Однако неопытность участников торгов и обычное нежелание портить отношения с заказчиками - вынуждают участников таких «нелепых» тендеров отмалчиваться.
При этом в ЦЗК отметили, что выявленные нюансы в дорогих тендерах скорей всего найдут вполне логичные и обоснованные объяснения со стороны самих организаторов торгов. Но как показывает практика – заказчики не всегда могут объяснить абсурдность в своих сделках. Даже если это самые дорогие тендеры в нашей стране.