Эксперты Народного фронта в Югре инициировали проверку Комбинатов школьного питания (КШП) в регионе после того, как выявили нарушения антимонопольного закона в организации питания детей в школах Ханты-Мансийска.
По мнению эксперта проекта «За честные закупки» Владимира Дудова, общеобразовательные учреждения, которые собирают с родителей деньги на школьное питание, по закону обязаны проводить торги и самостоятельно определять поставщиков. Однако администрация окружного центра обязала директоров школ напрямую заключать договора с муниципальным учреждением «Комбинат школьного питания», учрежденным мэрией. Учреждение, в свою очередь, единолично решает: кого выбрать в качестве поставщика продуктов для учеников.
«Мы проанализировали конкурсные документы на поставку продовольствия в школы столицы Югры, выяснилось, что в последнее время основными победителями тендеров, проводимых комбинатом, выступают два предприятия. Обе фирмы зарегистрированы в мае 2016 года, но за год становились победителями конкурсов 20 раз (всего было проведено 35 закупок), на общую сумму более 50 млн рублей, - отмечает Дудов. – При этом непонятно: почему при наличии законодательства о госзакупках, которое дает преференции бизнесу, договоры проходят через муниципального посредника.
Так, по словам эксперта, если бы школы проводили закупки по 44 ФЗ, цены были бы гораздо ниже. КШП проводит закупки по 223 ФЗ, и поставщики выигрывают аукционы практически по максимальной цене.
УФАС в Югре по просьбе ОНФ проверила законность действий ханты-мансийского комбината школьного питания, в результате чего в мэрию поступило предписание надзорного ведомства устранить нарушения. Так антимонопольщиков насторожила формулировка в уставе КШП: «Комбинат участвует в организации питания». Ее потребовали заменить на: «Комбинат оказывает содействие в организации питания». Кроме этого, были устранены из устава КШП еще три пункта.
Как выяснили эксперты ОНФ в Югре пример Ханты-Мансийска не исключителен. Муниципальные комбинаты школьного питания организуют поставку еды детям практически во всех территориях региона. В Сургуте главный поставщик школьных обедов — СГМУП «Комбинат школьного питания». С 2011 года муниципальное предприятие выиграло контрактов более чем на 2,5 млрд рублей. И если ранее аукционы проводил департамент образования города либо мэрия, то с 2013 года появилась еще одна муниципальная структура — «Управление учета и отчетности образовательных учреждений» (УУиООУ).
Торги проводятся по 44 ФЗ, однако сами школы никакого участия в них не принимают. УУиООУ разыгрывает поставку питания на год сразу для всех учреждений. Сумма последнего контракта превысила 440 млн рублей.
«Мы инициировали масштабную проверку муниципальных схем по обеспечению школьного питания на территории всего региона, обратились к руководству муниципалитетов округа с вопросом, как на местах организовано питание в школах, и намерены обратиться в УФАС по Югре с просьбой проверить муниципальные образования на предмет соблюдения антимонопольного законодательства», — заявил сопредседатель регионального штаба ОНФ Константин Терновой. – На обеспечение питания детям выделяются колоссальные суммы в виде окружных субвенций, недопустимо, чтобы государственные деньги оседали в карманах недобросовестных посредников».