По данным экспертного бюро «Сперанский», около 550 га земли (55 000 соток) в год раскупается гражданами в составе коттеджных поселков. За все время существования загородного рынка девелоперами было реализовано примерно 7500 га. Таким образом, коттеджные поселки заняли чуть меньше 0,1% от территории Ленобласти.
Предложение на первичном загородном рынке каждый год пополняется новыми проектами суммарной площадью 700-800 га. Правда, некоторая доля поселков замораживается после начала реализации. Список таких приостановленных проектов постоянно растет и уже перевалил за 200.
Для сравнения. По данным отчета Комитета по природным ресурсам, общий объем земли в Ленобласти в составе населенных пунктов составляет около 237 тыс. га. Сельхозземель в разы больше: примерно 1,7 млн га. Правда, основная часть этих территорий относится к удаленным районам области и для покупателей интереса почти не представляет.
В открытых источниках в Ленобласти выставлено около 700 различных земельных массивов общей площадью около 9000-10 000 га. Однако это, по большому счету неликвид. Значительная часть предложения – сельхозземли. Цены этих лотов начинается от 100 000 рублей за гектар – это не считая того, что можно сторговать. Но интересантов на такое предложения крайне мало. «Весьма незначительная часть этой земли может быть потенциально интересна инвесторам. Сделки же, как правило, идут с пятнами, которые не выставляются в открытый оборот», - говорит Дмитрий Альхов, генеральный директор компании «Гарантъ». Специалисты подчеркивают, что существенная часть интересных земель (до 40%) не попадает в базы и продается по личным договоренностям.
«С каждым годом говорить о продажах земельных массивов приходится со все большей долей условности. На рынке все сложнее становится найти покупателя, который готов заплатить «живые» деньги за землю. Все более популярной становится схема соинвестирования, при которой собственник выручает средства по ходу реализации проекта и зависит от его успешности», - делится наблюдениями Мария Федорова, управляющий партнер ГК Puzzle. Постепенно владельцы привыкают к мысли, что иначе им пятна не реализовать, и охотнее соглашаются на такие предложения. При этом найти технологичную компанию, которая успешно реализует девелоперский проект и превратит землю собственника в деньги при нынешней конъюнктуре вовсе не так уж просто.
«Деньги, необдуманно вложенные в землю, оказываются замороженными для девелопера и в некоторых случаях – замороженные на десятилетия. У нас есть запас земли, это пятна, на которые у нас есть конкретные планы на ближайшие годы», - отмечает Алексей Потапов, генеральный директор «Ламбери».
За исключением некоторых действительно интересных локаций, земельные массивы Ленобласти для их держателей все более явственно превращается из активов в пассивы.