Генпрокуратура выступила против решения Центробанка о введении временной администрации в банке "Югра". ГП также опротестовала трехмесячный мораторий на удовлетворение требований кредиторов.
Впервые ГП оспаривает действия Центробанка, связанные с "чисткой" банковского сектора.
Случай разногласия действий ЦБ и Генпрокуратуры, прямо скажем, весьма странный, мнения их диаметрально противоположны. И вот почему.
Банк России в сфере своей ответственности действует по своим "законам". Если эти "законы" нарушены, он принимает соответствующие решения по антикризисному управлению поднадзорными банками. В пресс-релизе от 10 июля 2017 г. говорится, что ЦБ принял решение "В связи с неустойчивым финансовым положением Публичного Акционерного общества "Банк "Югра" (рег. № 880, г. Москва) и наличием угрозы интересам его кредиторов и вкладчиков". Это вполне понятное и правильное решение. Задача Центробанка - не только констатировать факт хищения средств из банка заинтересованными лицами. Более важная задача - обнаружить попытки этих хищений и предотвратить их, что Центробанк и сделал.
Однако представитель Генпрокуратуры сообщил о том, что Центробанк "не выявлял нарушений банком "Югра" обязательных нормативов". Кто-то из этих весьма ответственных учреждений не прав.
Теперь взвесим риски.
Если не права Генпрокуратура, то Центробанк спас средства вкладчиков и кредиторов от хищения. АСВ выплатит деньги вкладчикам, но эти деньги не будут истрачены, а вернутся в другие банки и через них снова попадут в экономику. Государство на этом не разорится, вкладчики не пострадают, крадиторы банка вернут свои кредиты.
Если же Генпрокуратура настоит на своём и временное управление будят с банка снято, то может случиться непоправимое - деньги будут выведены за рубеж и попадут в руки акционеров или менеджмента (в случае, конечно, их преступных замыслов), вкладчики и кредиторы лишатся своих средств. В этом случае как раз и случится то, о чём заявил представитель Генрокуратуры, то есть "повлечет ущерб для федерального бюджета [в связи с осуществлением вывода денег из страны] на сумму более 170 млрд рублей, снизит доступность кредитования малого и среднего бизнеса, ускорит инфляционные процессы и ухудшит инвестиционный климат в стране". Только фраза, выделенная в квадратные скобки, в версии Куренного выглядит как [в связи с осуществлением страховых выплат].
В итоге было принято абсолютно правильное решение: выплаты вкладчикам начались. А если в банке не найдут никаких нарушений, то его репутация только улучшится. Зато не пострадает ни государство, ни люди.