Интервью с генеральным директором ООО «Виссманн».
В особой экономической зоне «Липецк» состоялось торжественное открытие первого российского завода компании Viessmann, лидера инноваций в области отопления. В этот проект немецкая компания инвестировала 1,5 миллиарда рублей, а мощность нового предприятия составляет до 300 промышленных газовых котлов в год. По словам генерального директора ООО «Виссманн» Мариуса Шуберта, завод будет обеспечивать главным образом потребности российского рынка.
За последние несколько лет объем рынка промышленных котлов в России сократился. Тем не менее Viessmann открывает новый завод. Чем обусловлено такое решение?
Некоторое снижение спроса, обусловленное в основном рецессией, действительно имело место. Многие проекты, в том числе в сфере ЖКХ и коммерческого строительства, были приостановлены из-за недостатка финансирования. Однако сейчас мы наблюдаем положительную динамику и ожидаем постепенного возвращения спроса на докризисный уровень. В прошлом мы уже продавали в России такой объем — порядка 300 котлов ежегодно. Сейчас в стране происходит масштабная реформа теплоснабжения, сопровождающаяся газификацией теплосетей, а значит, спрос на энергоэффективные газовые котлы будет расти.
То есть завод будет работать исключительно на нужды российского потребителя?
В дальнейшем мы планируем расширение производства и рынка сбыта, в том числе поставки в Казахстан, Узбекистан, другие страны СНГ. Но основное — это российский рынок. Здесь мы ставим перед собой задачу максимально сократить сроки выполнения заказов и поставок оборудования. Раньше, когда потребности всей Европы, России и СНГ обеспечивало единственное предприятие в Берлине, сроки могли составлять от шести — восьми до 20–22 недель. Это неприемлемо, поскольку потребность в отоплении имеет сезонный характер и заказчикам важно получать оборудование в минимальные сроки.
Какой теперь будет срок поставки?
Стандартный так и останется, шесть — восемь недель. Но он не будет увеличиваться, поскольку полный цикл производства теперь реализован в России, и нам больше не нужно ничего растаможивать. Кроме того, мы будем поддерживать постоянный складской запас.
А где расположен склад?
Прямо здесь, на заводе. То оборудование, которое есть на складе, можно заказывать прямо сейчас. Собственно, часть уже и заказана.
Как быстро завод выйдет на проектную мощность? Сколько котлов он производит сейчас?
За два года. По нашим расчетам, в 2018 году это будет порядка 70%, а в 2019-м мы планируем выйти на 100% мощность. Технически это возможно, но все зависит от условий рынка.
Насколько вообще важен для Viessmann российский рынок? И какое направление здесь доминирует — промышленного или бытового оборудования?
Мы рассматриваем российский рынок как стратегический, всегда рассматривали. Говорить о преобладании бытового или промышленного сегмента я не могу: в разные годы спрос формируется по-разному. Повторюсь: сейчас мы ожидаем роста продаж промышленного оборудования. Причем это не только газовые котлы, но и другие решения, в частности, тепловые насосы, которые становятся в России все более популярными. Например, еще в 2013 году мы реализовали проект с парокомпрессионным тепловым насосом на Усть-Илимской ГЭС, где было решено использовать тепло системы охлаждения трансформаторов для отопления и горячего водоснабжения административного здания. Насколько я знаю, пока это единственный подобный проект в России. Однако такие решения имеют колоссальные перспективы.
А какой у завода потенциал на будущее? Может он выпускать еще больше?
Триста котлов — это производительность завода, работающего в одну смену. Но буду только рад, если одной смены окажется недостаточно. И потенциально такая возможность есть. Мы понимаем, что спрос в России на наше оборудование несколько страдает из-за того, что оно не самое дешевое на рынке. Но качественный продукт и не может быть самым дешевым, а для Viessmann качество — главный приоритет. И мы верим в то, что в долгосрочной перспективе эта стратегия самая верная.
Есть ли у компании планы по дальнейшему расширению производства в России, выпуску бытового оборудования?
Я бы не хотел опережать события, потому что такие решения не принимаются быстро и требуют тщательной подготовки. Все зависит от того, каким будет спрос и как будет развиваться экономическая ситуация. Но мы серьезно настроены на дальнейшую работу в России и расширение своего присутствия здесь. Если будет спрос — будет и предложение. Мы готовимся к этому.
Опасаетесь ли вы конкуренции? Есть сегодня в России другие производства уровня Viessmann?
Когда мы планировали открывать завод, рассматривались разные варианты. В том числе — покупка работающего предприятия с последующим переоборудованием. Но мы хотели, чтобы завод полностью отвечал нашим стандартам, нашему подходу, поэтому было принято решение строить с нуля. Теперь мы понимаем, что не ошиблись. Сейчас на российском предприятии установлено только новое и самое современное оборудование, по уровню технического оснащения он превосходит наши европейские предприятия. Кроме того, мы учли все ошибки, которые были допущены при строительстве других заводов. Не хочу хвастаться, но пока я не видел такого не только в России, но и в Европе. Более того, мы намерены возить в Липецк своих партнеров, чтобы показывать им, как организовано совершенное производство. Здесь уже было несколько посещений, и все говорят: вам правда есть чем гордиться, это надо всем показывать.
В России было сложнее организовать производство, чем в других странах?
Я не хочу сравнивать. Дело только в том, как вы относитесь к своей работе. В России много прекрасных специалистов, например, квалифицированных сварщиков, которые так необходимы на производстве котлов. Главное — желание учиться и двигаться дальше. Поэтому для нас работа в России — это базовый ориентир, а не предмет для сравнения.
Усть-Илимск Иркутской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.