Детали внедрения системы сертификатов на дополнительное образование и механизм её работы обсуждались на расширенном заседании рабочих групп «Общество и власть: прямой диалог» и «Образование и культура, как основы национальной идентичности», с участием представителей департаментов образования, культуры, спорта и общественных связей, непосредственно оказывающих услуги допобразования детям.
Первоначально систему персонифицированного финансирования апробировали семь субъектов страны. В этом году ещё 11, в их числе Югра. Пилотно внедрили новую систему в Сургуте, Белоярском и Кондинском районах. С сентября к проекту присоединятся остальные муниципалитеты, где 10% общеразвивающих услуг будут предоставляться по сертификатам.
В ходе дискуссии, эксперты ОНФ, представители родительской общественности, рассмотрели возможные риски проекта, которые могут привести к недоступности допобразования для детей из малоимущих и многодетных семей.
По мнению эксперта ОНФ, многодетной мамы Надежды Пачгановой, один из вариантов решения проблемы – адресная поддержка по аналогии с компенсацией оплаты за детский сад (когда с каждым ребенком, посещающим сад, оплата снижается), либо особая форма сертификатов многодетным.
Со слов директора департамента общественных связей, подобная мера защиты разработана для детей с особыми образовательными потребностями (дети-инвалиды).
Также присутствующими были высказаны опасения, что внедрение новой системы из расчета один сертификат на одного ребенка сузит возможности получения разнообразных досуговых услуг. Кроме того, важно определиться в задачах, стоящих перед дополнительным образованием: это профориентационная работа или занятость (досуг). Сегодня многие дети с удовольствием посещают 2-3 кружка, занятия в которых не предопределяют будущую профессию, но способствуют гармоничному развитию ребенка.
Однако, как считают, представители департамента образования и молодежной политики, система внедрения сертификатов увеличит охват и глубину содержания дополнительного образования, так как новая система предполагает выделение каждому ребенку двух сертификатов – государственного (средняя стоимость – 17 тыс. руб. в год) и муниципального (стоимость определяется муниципалитетом).
«Пилотный запуск индивидуальных сертификатов на допобразование в ХМАО показал эффективность этой системы, и мы должны ориентироваться на положительный опыт региона. Уже появляются новые современные программы для ребят, а инфраструктура дополнительного образования начинает перестраиваться под запросы детей и семей. Каждый ребенок должен получить сертификат, которым он сможет оплатить кружок или секцию в любой организации. Наш мониторинг доступности дополнительного образования показал, что большинство родителей поддерживают механизм введения именных сертификатов — 78%. Этот механизм мы рассматриваем как возможность родителей напрямую влиять на то, какие направления работы с детьми должны развиваться в регионе» — отмечает Любовь Духанина, руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности», зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке.
Важный вопрос – привлечение в сферу допобразования социально-ориентированных НКО. Но, как высказались сами представители НКО, готовых оказывать подобные услуги, для этого необходимо упростить процедуру получения лицензии на образовательную деятельность.
«Как любое новое начинание, система перехода на персонифицированное финансирование услуг допобразования, вызывает настороженность. Также было, когда мы переходили на сертификат дошкольника, сегодня вопросов югорчан к системе нет. Проблема и в слабом информационном освещении пилотного проекта. Многие из родителей не слышали о сертификатах, хотя их получение носит заявительный характер,- отметила руководитель рабочей группы «Общество и власть: прямой диалог» Наталья Западнова. - Для повышения информированности населения эксперты предлагают разработать пошаговый алгоритм получения сертификата, распространить его в СМИ и образовательных учреждениях».
Эффективность реализации новой системы в пилотных муниципалитетах Югры эксперты ОНФ планируют проанализировать в начале учебного года. Накануне общественники проведут мониторинг доступности и удовлетворенности качеством допобразованиях в этих территориях, особо уделив внимание сельским территориям.
В случае успешного результата, предполагается, что с 1 января 2018 года во всех муниципалитетах услуги дополнительного образования будут предоставляться по принципу персонифицированного финансирования.