Во время «прямой линии» президенту России, лидеру Общероссийского народного фронта Владимиру Путину жительница Нягани Энжи Сорокина задала вопрос о расселении балков, в одном из которых она живет 40 лет.
«Я сюда приехала молодой. Вырастила двоих детей. Сейчас на пенсии. До каких пор люди на Севере будут жить в таких условиях? – спросила президента югорчанка.
"Вагон-городки жильем не являются, поэтому не попали под программу расселения аварийного жилья, - ответил Путин. - Деньги на расселение есть, в том числе и на 2017 год. Мы обязательно эту задачу решим, но нужно понять объемы беды: сколько людей реально нуждается в расселении».
Проблема балочного фонда в Югре крайне острая, она сложилась исторически во времена освоения территории, когда в вагончики временно селили нефтяников, строителей, дорожников… В 90-е годы вагон-городки были переданы на баланс муниципалитетам. В Нягани сегодня ждут сноса 965 балков, в Пыть-Яхе - 1106, в Сургуте – 405, в Нефтеюганске – около полутора тысяч…
Как отмечает руководитель рабочей группы «Качество повседневной жизни» ОНФ в Югре Александр Колодич, в жилищном законодательстве РФ не было такого понятия «балок», поэтому расселение людей из приспособленного жилья никак не регламентировалось. Решение об оказании помощи муниципалитетам в ликвидации вагон-городков было принято правительством Югры в 2012 году, и за пять лет число балков в округе сократилось на 43,2 процента: с 9998 до 6458.
Но темпы расселения балочных поселков не устраивают жителей региона. Жалобы граждан с территорий регулярно поступают в региональный штаб ОНФ. В марте эксперты ОНФ выезжали по обращению в балочный поселок Лесной в Сургуте, расселение которого планируется только в 2024 году. В мае помогли переселиться в новую квартиру маме ребенка-инвалида из балочного поселка Юность в Сургуте. В июне планируется выезд в Сургут на улицу За ручьем, несколько балков которой оказались на территории городского парка отдыха «За Саймой». Люди пишут, что живут в центре парка без дорог, водоснабжения, отопления и канализации.
При этом очередность ликвидации вагон-городков определяется факторами непригодности проживания людей: плохая экология, подтопление участков, близость промышленных объектов. Чем больше факторов, тем быстрее сносятся балки. Если балки располагаются на экологически благоприятных землях, жителям предлагают приватизировать участки, чтобы построить дома.
«Мы связались с Энжи Сорокиной и выяснили, что ей в 2014 году власти города отказали в приватизации, так как вагон не является жильем. Мы обязательно обратимся в администрацию Нягани за разъяснениями по этому решению», - рассказал эксперт регионального штаба Василий Алексеев.
«Учитывая масштабы проблемы, вопрос по расселению балков в Югре в ближайшее время не решить, - считает Колодич. - Если принять во внимание, что балки – это наследие советских времен, в которых жили люди, создавшие энергетический комплекс России, было бы справедливым рассмотреть вопрос о принятии федеральной целевой программы по расселению балочного фонда в северных территориях страны».