Представители Общероссийского народного фронта, лидером которого является президент РФ Владимир Путин, обратились в Федеральное агентство по недропользованию, в управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, прокуратуру Кемеровской области по фактам, связанным с неисполнением судебного решения, касающегося восстановления и самовольного использования промышленным предприятием земель сельхозназначения.
В региональное отделение ОНФ поступило обращение от фермеров Ленинск-Кузнецкого района по вопросу восстановления сельхозземель, которые из-за действий угольного предприятия оказались выведены из оборота. Представители региональной группы общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса с привлечением представителей Россельхознадзора выехали на территорию крестьянского фермерского хозяйства, занимающегося выращиванием зерновых культур и картофеля. Они осмотрели поля, где велись работы по бурению и установке дегазационных скважин, оценили состояние земель и пришли к выводу, что участки не пригодны для использования в сельскохозяйственных целях. На полях обнаружены множественные провалы и обширные проседания почвы.
При изучении данного обращения эксперты ОНФ установили, что еще в начале 2015 г. арбитражный суд Кемеровской области рассматривал дело, в рамках которого были удовлетворены требования о запрете деятельности угольного предприятия на 11 земельных участках, принадлежащих сельхозпроизводителям, а также о необходимости подготовить проект рекультивации с графиком работ по восстановлению нарушенных земель. Данные требования основывались на результатах проверки Россельхознадзора.
Однако до настоящего момента решение суда так и не исполнено ответчиком, а выявленные контролирующими органами нарушения до сих пор не устранены, что беспокоит активистов Народного фронта.
Опасения общественников вызывает и тот факт, что в декабре 2016 г. по ходатайству угольного предприятия департаментом по недропользованию по сибирскому федеральному округу издан приказ об изъятии для государственных и муниципальных нужд данных земельных участков, требующих рекультивации.
При этом общественники установили, что срок действия лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых, в том числе на использование отходов горнодобывающих перерабатывающих производств, у данной компании заканчивается в декабре 2017 г.
«Получается не совсем логично. Лицензия заканчивается, возможно, потому, что добывать там больше нечего. В то же время именно эти земли изымаются с формулировкой «для государственных нужд», иными словами, для добычи полезных ископаемых. Окончание действия лицензии не снимает с недропользователя обязанности по устранению нарушений. Но при изучении документации по этом вопросу мы не увидели проекта рекультивации нарушенных земель. Поэтому возникают сомнения, существует ли проект и есть ли гарантии, что нарушенные земли действительно будут восстановлены должным образом в рамках законодательства. Не получится ли так, что государство вернет себе деградированные земли, а угольная компания сэкономит на рекультивации?» – задается вопросом член регионального штаба ОНФ в Кемеровской области Максим Учватов.
В настоящее время обращение активистов ОНФ находится на рассмотрении в прокуратуре области, где изучаются правовые основания принятых департаментом по недропользованию действий. Вопрос остается под контролем общественников, которые намерены изучить действующее законодательство и, в частности, выяснить, является ли наличие лицензии на недропользование единственным обоснованием и основанием для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.