«В условиях дефицита ресурсов и времени, сопровождающего деятельность органов местного самоуправления на современном этапе, муниципальным служащим необходимо осваивать навыки эффективных продаж сильных сторон своих территорий», - полагает директор центра стратегических инициатив и дополнительного образования ВШГУ Дзержинского филиала РАНХиГС Александр Егоров.
Что же способно предложить муниципальное образование как внешним, так и внутренним потребителям? Прежде всего, территориальный продукт, который можно рассматривать в качестве системы, состоящей из трех элементов.
Во-первых, это природный комплекс и пространственный базис, в чьих рамках люди живут и ведут общественно-полезную деятельность. Со счетов нельзя сбрасывать и нематериальные факторы, включающие историю, местные традиции, конфессиональную специфику населения.
Во-вторых, уровень доходов и расходов, достигнутый в этом месте, а также наличие общественных благ на территории и возможность пользоваться этими благами. Речь идет о подходящей работе и уровне заработной платы, размере пенсии, ценах на товары и услуги, бизнес-климате территории, уровне медицинского обслуживания и образования населения, состоянии экологии.
В-третьих, частью территориального продукта выступает комплекс организации и функционирования муниципального управления. Показателем качества в данном случае становится обеспечение высокого уровня жизни населения.
Вместе с тем одного понимания сущности и элементов территориального продукта недостаточно. Требуется его продвижение, т.е. осуществление серии мероприятий, направленных на доведение информации о достоинствах территориального продукта до потенциальных потребителей. Следовательно, в ход идут рекламные инструменты, персональные «продажи», мероприятия по стимулированию спроса, организация общественного мнения.
Получается, что продажа территориального продукта – это искусство, постигнуть которое можно не только с помощью ежедневной практики на своем рабочем месте, но и путем приобретения новых знаний, умений и навыков в области территориального маркетинга.
Отсюда вытекает вывод о необходимости повышения квалификации муниципальных служащих путем формирования у них:
- компетенций в области стратегического менеджмента, что поможет осуществлять стратегический выбор развития территории;
- навыков проектного менеджмента, позволяющего находить компромиссы и вырабатывать действия, обеспечивающие решение сложных проблем социально-экономического развития территории;
- знаний и умений по вопросам межтерриториального, межведомственного и межуровневого сотрудничества, приводящего к объединению усилий и оптимизации процессов управленческой муниципальной деятельности.
Откликаясь на веления времени, Дзержинский филиал Президентской Академии разработал программу «Возможности современного территориального маркетинга», где указанные выше аспекты нашли полноценное отражение. Нужно помнить, что грамотный управленец – залог развития территории!