С 1 июля 2017 г. вступают в силу правила организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденные правительством РФ. Согласно документу для перевозок детей, в том числе школьников, нельзя использовать автобусы, срок эксплуатации которых больше 10 лет. Эксперты Общероссийского народного фронта опасаются, что в некоторых районах области могут возникнуть проблемы при организации летней оздоровительной кампании, а в последствии и со школьными перевозками в целом, особенно там, где автопарк автобусов давно не обновлялся.
По информации, предоставленной активистам ОНФ в ГИБДД, в образовательных организациях Кировской области числится 230 автобусов. Срок эксплуатации 34 из них к 1 июля превысит 10 лет, а значит их нельзя будет использовать. По сравнению с другими регионами России эта цифра не столь критична, ведь некоторые субъекты после 1 июля лишатся более трети автопарка. Тем не менее в тех районах Кировской области, где срок службы всех школьных автобусов более 10 лет, могут возникнуть проблемы с перевозкой детей.
Главная проблема, по мнению экспертов ОНФ, заключается в том, что многие из автобусов, которые нельзя будет эксплуатировать, находятся в хорошем состоянии. Зачастую автобусы для перевозки детей за 10 лет не вырабатывают ресурс, установленный заводом-изготовителем. Ведь многие из них не ездят на дальние расстояния и не совершают длительные и частые поездки в течение рабочего дня.
«По нашему мнению, автобусы необходимо выводить из эксплуатации по их техническому состоянию, реальному износу, а не просто по истечении срока в 10 лет. Ведь при надлежащем сервисном обслуживании и качественном ремонте автобусы можно использовать и более длительное время. Сейчас технический осмотр автобусов проводится два раза в год. Для автобусов старше 10 лет целесообразно бы было увеличить периодичность техосмотров и повысить ответственность производящих техобслуживание организаций за некачественно проведенный ремонт», - считает член регионального штаба ОНФ в Кировской области Елена Белорыбкина.
В Кировской области есть и другие проблемы с эксплуатацией школьных автобусов. За содержание и обслуживание школьных автобусов отвечают муниципалитеты. И зачастую на эти цели средства у них просто-напросто не предусмотрены. Поэтому многие директора школ вынуждены либо не пользоваться приобретенными автобусами, либо искать спонсоров для оплаты бензина и других расходов, связанных с организацией поездок детей.
Кроме того многие муниципальные образования Кировской области имеют значительную по протяженности территорию, в связи с чем возникают трудности по соблюдению норм доставки детей до образовательных учреждений (40 минут). Известно также, что вопреки установленным требованиям только 186 из 230 школьных автобусов оборудованы системой спутниковой навигации Глонасс.
После того как тему возможного транспортного коллапса подняли на площадке Общероссийского народного фронта, в Министерстве транспорта РФ признали возможность серьезных последствий, причем не только для школьных перевозок, но и для детского туризма. Ведомство подготовило проект изменений в постановление правительства РФ, снимающий ограничение на эксплуатацию школьных автобусов старше 10 лет. Эксперты ОНФ выражают надежду, что постановление будет принято своевременно и летняя оздоровительная кампания, а также грядущий учебный сезон в школах пройдут благополучно.