На заседании региональной группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса Общероссийского народного фронта в Красноярском крае были рассмотрены юридические, финансовые и организационные аспекты проблемы сбора и утилизации твердых коммунальных отходов на уровне муниципальных образований. На обсуждение данных вопросов были приглашены специалисты, представители надзорных ведомств, органов государственной власти, главы муниципальных образований, компаний по сбору, вывозу и переработке ТКО.
В ходе заседания представители министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края презентовали территориальную схему по обращению с отходами. Схема предусматривает строительство полигонов, мусороперерабатывающих заводов, определение ответственных за сбор и транспортировку мусора региональных операторов. Всего на реализацию программы по утилизации и переработке отходов, по данным специалистов, потребуется значительное количество инвестиций, не менее 26 млрд руб. К 2019 г. работа должна быть завершена.
В ходе обсуждения схемы у экспертов Народного фронта возникло много вопросов. По их мнению, в очередной раз разработчики делают акцент на дорогостоящих проектах строительства мусороперерабатывающих заводов, создание полигонов захоронения ТКО, в то время как мировая тенденция заключается в раздельном сборе и дальнейшей переработке отдельных фракций мусора, которые в этом контексте рассматриваются уже как вторичное сырье. Что касается законодательства, то прописано только участие муниципальных образований в этой работе, но неясной остается степень их участия и источники финансирования, особенно учитывая скудные бюджеты сельских муниципальных поселений.
Что касается установления тарифов на вывоз мусора, то эксперты ОНФ считают, что здесь кроется большая опасность в том, что ситуация может зеркально повториться, как в сфере ЖКХ. Несмотря на то, что будет установлен единый тариф, региональный оператор в дальнейшем может устанавливать свой, с учетом понесенных затрат. Эксперты Народного фронта обращают внимание, что вместо положительного результата можно получить обратный эффект, и прийти к тому, что население будет отказываться платить за услугу, а стихийные свалки вокруг населенных пунктов будут продолжать расти.
Не доработана, на взгляд экспертов ОНФ, и система сбора мусора в небольших населенных пунктах. По какому принципу будет устанавливаться тариф для сельских жителей, тоже не понятно.
«Эксперты ОНФ убеждены, что проблемы переработки мусора в очередной раз будут решаться лишь сбором денег с жителей региональными операторами, но ведь можно и предусмотреть совсем иную схему, предполагающую активное участие жителей в процессе и дать им самим возможность зарабатывать. Необходимо лишь использовать позитивный имеющийся мировой опыт по сбору, утилизации и переработке отходов. Система по обращению с отходами эффективна тогда, когда ее составными элементами становятся раздельный сбор мусора и его переработка на вторичное сырье, внедрение новых технологий», – резюмировал руководитель региональной группы общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса в Красноярском крае, заместитель директора института леса имени В.Н. Сукачева СО РАН Александр Бондарев.