Мировой экономический кризис затронул все отрасли и вслед за реальным сектором экономики докатился и до сферы выставочной деятельности. По данным Всемирной ассоциации выставочной индустрии UFI, 80% выставочных компаний мира подтверждают падение объёмов своего бизнеса (в среднем на 10-25%).
Экономический спад повлиял на выставочный бизнес неравномерно. Наибольшие потери у американских организаторов, наименьшие - в Азии и на Ближнем Востоке. Меньше всего пострадали крупнейшие и наиболее известные ведущие международные и национальные выставки: в основном сократились площади экспозиций даже при относительно малом снижении представительности (в зависимости от отрасли на 25-50%) и это при том, что количество посетителей уменьшилось незначительно или осталось на прежнем уровне. В то же время часть выставок второго эшелона уменьшились в 5-8 раз по экспозиционным площадям и количеству участников и практически остались без посетителей, а часть выставок либо были отложены, либо прекратили существование.
Российский выставочный бизнес также испытывает серьезные трудности, по разным оценкам экспертов, его объемы в зависимости от отрасли снизились от 30 до 80%.
Какие же отраслевые выставки наиболее пострадали от кризиса? 15-16 декабря 2009 года в Новокузнецке прошло очередное Общее собрание членов Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ), где обсуждалась деятельность союза, изучались перспективы выставочной индустрии и где, в частности, отмечалось, что наиболее успешными в нынешних условиях являются выставки сельскохозяйственной направленности, потребительских товаров, товаров для отдыха, выставки инновационной направленности, альтернативной энергетики, экологии и безопасности. Наиболее пострадали тематические выставки по недвижимости, транспорту, мебели, энергетике.
Негативные тенденции, указанные выше привели к спаду спроса на услуги выставочных компаний, как компаний-операторов выставочных услуг, так и представителей всей выставочной инфраструктуры, в том числе компаний-застройщиков выставочных стендов.
В ряде стран государство оказывает активную поддержку участия в выставочной деятельности, обеспечивая частичную финансовую помощь компаниям различных отраслей экономики (российских компаний это касается, к сожалению, в минимальной степени), но выставочные компании и сами должны стимулировать спрос на свою деятельность путем предоставления полного комплекса услуг участникам в различном ценовом диапазоне. Необходимо учитывать, что время "раздутых" рекламных бюджетов прошло, многие из компаний-участников выставок попросту исчезли, многие не участвуют, урезав бюджеты в разы, а многие «забыли», что участие в выставках – это работа на имидж, поддержание стабильности компании в глазах конкурентов и заключение новых контрактов, наконец.
В то же время, эксперты рынка настаивают на актуальности выставок, и особенно во время спада и последующего восстановления экономики, поскольку именно выставки помогают наиболее успешно поддерживать и развивать отношения между поставщиками и потребителями. Присущие выставкам возможности личного общения и непосредственной обратной связи позволяют укрепить доверие клиентов, которое первым подвергается испытанию в трудные времена.
Кроме того, периоды перемен характеризуются перераспределением рынков во всех отраслях. Не факт, что все сегодняшние лидеры отраслей останутся на плаву. У небольших компаний в такие времена появляется больше возможностей для быстрого роста и привлечения клиентов крупных игроков на свою сторону.
А потенциальный клиент – он же посетитель выставки - также стремится не пропустить что-то важное для собственного выживания и в поисках информации, контактов, даже просто позитивных эмоций идет на выставку и, так же, как и ее участник, не рискует заключать сделки, не посмотрев в глаза партнёру.
Кризис уже многое поставил на свои места, но формирование нового рынка продолжается до сих пор. Надо только понимать и помнить, что кризисы приходят и уходят, и только тот, кто воспринимает кризис, как возможность, обязательно добьется успеха.
Новокузнецк Кемеровской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.