Гидропосев газонов и применение гидропосевных установок в России имеют ряд своих отличительных особенностей, что позволяет сделать вывод о наличии актуальной и пока еще относительно свободной рыночной ниши.
1. Он мало известен в России, и поэтому представляет из себя еще достаточно свободную рыночную нишу, хотя во всем мире эта эффективная технология известна и широко применяется с 50х годов прошлого века.
Гидропосев – это способ посева семян потоком воды (выбрасывается насосом через сопло на расстояние до 50м !) вместе с необходимыми добавками (клей,аквагель,мульча и др). Это не только одна из самых экономичных методик, но при этом еще и очень эффективная – почти 99% семян прорастают. Их не клюют птицы и не страшно палящее солнце*.
Плохая информированность приводит к ошибочному мнению, что это не посев, а просто красят траву в зеленый цвет перед приездом кого-либо.
2. В России окупаемость купленной установки наступает чаще всего быстрее расчетной – после получения первого опыта по посеву, подрядные организации начинают менять пропорцию смеси с целью экономии. Это возможно, но требует наработанного опыта по подбору в зависимости от множества факторов (более 20 нюансов нужно учесть, чтобы посев был эффективным и не пришлось бы переделывать за свой счет).
Что важнее при стрельбе? Не только оружие, но и качество патронов. Про это подрядчики не должны забывать, чтобы не быть разочарованными результатами.
3. За рубежом существуют очень плотные связи и целые региональные сообщества ландшафтных специалистов, которые делятся опытом, отдают в аренду оборудование и меняются компонентами друг с другом. Это позволяет пользоваться чужим опытом при подборе компонентов. В России, в виду малочисленности еще подобных компаний, подрядчик, как правило, опирается только на собственный опыт и опыт по посеву другими методами. Это неплохо, но требует погружения специалиста в процесс.
Поэтому в целом в России специалист лучше со временем разбирается в технологии, чем американский коллега, но имеет меньше знаний о новых компонентах и оборудовании.
4. Недостаточная информированность не только о гидропосеве и гидропосевных установках,но и о альтернативном применении купленного оборудования – для опрыскивания,полива,распределения противогололедных реагентов,закрытия свалок,распределения удобрений и др. Для профессионального перевода установки из настроек для одной сферы в другую требуются дополнительные вложения. Как правило, при приобретении оборудования, дополнительные вложения подрядной организацией не предусмотрены и не планируются. Хотя это могло бы нагрузить работой простаивающую зимой машину для гидропосева.
5. Заблуждение, что из бочки и обычного насоса можно собрать профессиональное оборудование. Дело в том, что получаемая смесь имеет высокую вязкость. Ее прокачка на сколь-нибудь серьезное расстояние (хотя бы 15 метров) обычными насосами проблематична и приводит к частым поломкам. Кроме того, смесь должна быть очень тщательно размешана – в ней несколько компонентов, которые должны быть распределены равномерно в единице объема. Иначе при распределении будут площадки,где не взошло вообще ничего.
6. Консолидация производителей (TurboTurf, Bowie,Finn,TurfMaker,Agrotec…) в руках трех дистрибьюторов.
Это удобно с точки зрения гарантийных обязательств и подбора оборудования.
Так что, гидропосев в России имеет свои особенности.
Впрочем, как и расценки на работы по его выполнению.
Для кого-то это уже хороший сегмент рынка, для кого-то пока диковинка.