Госсовет под председательством президента РФ обсудил эффективность независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы. Этот механизм действует с 2014 года, когда во исполнении указа главы государства был принят соответствующий федеральный закон. Однако пока независимая оценка качества (НОК) таковой не является. Об этом свидетельствуют представленные на Госсовете результаты федерального мониторинга, который активисты Общероссийского народного фронта провели в марте-апреле 2017 года. Предметом проверки стали результаты работы правительственной системы независимой оценки качества за 2015 и 2016 годы.
Федеральный мониторинг показал, что такая оценка далеко на всегда объективна, не отражает мнения граждан и не приводит к улучшению в работе больниц, школ и учреждений социального обслуживания. Активисты ОНФ выявили серьезные проблемы. Например, что независимая оценка качества в действительности не является независимой: 82 процента операторов НОК, которые проводят мониторинг и анкетирование среди потребителей социальных услуг, представлены бюджетными организациями, выполняющими эту функцию в рамках государственного задания. При этом распространена и совсем уж удивительная практика, когда опросы проводят работники оцениваемых учреждений. А в состав трети общественных советов, которые определяют перечень оцениваемых организаций и порядок проведения НОК, входят руководители этих организаций. Еще одна серьезная проблема - большой размер анкет и отсутствие единого информационного ресурса, препятствующие массовому участию граждан в механизме независимой оценки качества. Оценить качество работы организаций социальной сферы гражданам предлагают свыше 300 сайтов, имеющих различный формат. На заполнение анкеты уходит более 10 минут, при этом многие вопросы не используются для оценки или дублируют объективные показатели.
«В Костромской области активисты ОНФ провели опрос среди получателей услуг 18 учреждений социальной сферы, в каждом были опрошены не менее 10 человек, - прокомментировала сопредседатель регионального отделения ОНФ Елена Лушина. - Среди критериев, которые оценивали жители региона, были представлены открытость и доступность информации на официальном сайте учреждения, оперативность реагирования на жалобы, комфортность условий, в т.ч. для людей с инвалидностью, полнота материально-технической базы и другие».
Активисты ОНФ предложили заполнить анкеты посетителям 5 учреждений социальной сферы, родителям учащихся 5 дошкольных учреждений, 6 школ и 4 колледжей в Костроме, Нее, Нерехте, Буе, Судиславле, Макарьеве, Сусанино и Красносельском районе. Все центры соцобслуживания и образовательные учреждения, задействованные в опросе, ранее получили высокие оценки. Однако костромичи во время опроса оказались не столь единодушны. Например, ряд учреждений среднего профессионального образования по итогам 2016 года получили, согласно официальным данным, 5 баллов по 5-балльной шкале. Однако учащиеся в анкетах, которые попросили заполнить костромские активисты ОНФ, указали на имеющиеся значительные недостатки, в том числе в материально-техническом и информационном обеспечении учреждения, создании условий для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, оказании психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Анкетирование учреждений дошкольного образования помогло выявить проблемы, на которые чаще всего жалуются родители: мало дополнительных образовательных программ, отсутствуют логопеды и дефектологи. Во всех учреждениях социальной сферы также были выявлены недостатки, требующие исправления. Все проблемы лягут в основу предложений по повышению качества работы организаций, которые сформируют активисты ОНФ по итогам анкетирования.
Качество работы организаций социальной сферы - поликлиник, больниц, школ, детских садов, центров социального обслуживания и учреждений культуры, - это чрезвычайно чувствительная для граждан тема. И задача, которую ставил глава государства, предполагала создание механизма, обеспечивающего реальный учет мнения граждан, возможность их влияния на качество обслуживания. Люди должны не просто отвечать на вопросы, но видеть результаты, чувствовать, что их мнение что-то значит. Оценка ради оценки не имеет смысла, система должна приводить к принятию управленческих решений.
Понимая важность этой сферы для граждан, ОНФ запускает свой федеральный проект - «Народная оценка качества», задача которого - помочь независимой оценке стать реальным механизмом обратной связи и влияния потребителей на качество работы учреждений социальной сферы. Активисты Народного фронта ставят мониторинг на регулярную основу и будут сопоставлять полученные мнения людей с данными официальной НОК. Существенные расхождения станут предметом особого внимая, обращения в органы власти, публичного обсуждения и поиска решений, и конечно, контроля за принятием мер.