Госсовет под председательством президента РФ обсудил эффективность работы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в новые социальные дома. Программа переселения осуществляется в рамках исполнения «майского указа» главы государства. На протяжении трех лет активисты ОНФ постоянно проводят мониторинги жилья, построенного для переселенцев из ветхих домов. По итогам этих мониторингов были выявлены факты сдачи жилья низкого качества. В 2014 - 2016 годах активистами ОНФ было выявлено более 100 таких домов в 27 регионах. Большая их часть (57) к настоящему времени исключена из реестра «нового аварийного жилья» благодаря совместным усилиям общественности, журналистов, федеральных и региональных органов власти. Людей переселили в новые квартиры или же дома были отремонтированы. Но, более 50 домов по-прежнему продолжают оставаться на контроле активистов ОНФ. Народный фронт сформировал реестр так называемого «нового аварийного жилья», куда включил дома со значительными дефектами.
В Мурманской области, благодаря вмешательству общественников, был устранен ряд замечаний к социальной новостройке в Кандалакше: 42-квартирный дом №32 по ул. Пронина был введен в эксплуатацию в феврале 2014 г., но уже спустя два года в ОНФ обратились его жильцы с жалобами на неработающую вентиляцию, некачественно установленные стеклопакеты, торчащие электропровода.
Руководитель региональной рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Андрей Антонов: «При осмотре были зафиксированы нарушения в ванной и на кухне, включая отсутствие сетки на вентиляционной решетке, плохо закрепленный смеситель. Более серьезное нарекание было к радиаторам отопления – они не прогревались. В ряде помещений отсутствовали электрические розетки. Обои отслоились, линолеум местами вздулся. Администрация города отреагировала на наши обращения с просьбой принять меры к подрядчику. Потребовалось достаточно много времени, но на сегодняшний день нарушения устранены».
Похожие нарушения активисты рабочей группы «Качество повседневной жизни» мурманского штаба Общероссийского народного фронта выявили в доме №3 по ул. Дорожников пос. Зеленоборский, где они до сих пор не устранены, и в некоторых новостройках Мурманска. В отличие от большинства случаев, когда подрядчика и муниципальную власть все же удалось обязать исправить недоработки, ситуация в Умбе по-прежнему остается не до конца решенной. Результатом инспекции общественников двух социальных домов на ул. Кирова стало возбуждение уголовных дел, но даже это не помогло обеспечить собственникам квартир достойные условия для жизни.
Представитель региональной рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Артем Марышев: «Недочеты в новостройках проявились уже в первый год эксплуатации: трещины на деревянных лестницах, которые, кстати, согласно проекту, должны быть выполнены из металла, потрескавшаяся штукатурка и разрушенная плитка. Перил нет, как и наружного освещения. А на месте третьего по счету малоэтажного дома, который планировалось построить еще к февралю 2015 г., мы обнаружили только сваи. Напомню, на календаре был уже 2016-ый. В итоге наши рекомендации нашли отражение в плане-графике устранения замечаний, подготовленных местной властью. Активисты ОНФ продолжат контроль за реализацией в регионе программы по расселению из аварийного фонда».
Член Центрального штаба ОНФ, сопредседатель регионального штаба ОНФ в Мурманской области, Член Комитета Совета Федерации по социальной политике Татьяна Кусайко: «Безусловно, работа активистов ОНФ, которые следят за исполнением указов президента и лидера Общероссийского народного фронта, имеет огромную роль, но нельзя забывать о том, что каждый обязан четко выполнять свои профессиональные обязанности, в том числе, представители исполнительной власти. Именно они должны с самого начала контролировать процесс стройки жилого дома – то есть с момента составления проектно-сметной документации и обследования территории до окончания застройки. И тогда те недостатки, которые выявляются общественниками, будут пресечены на ранней стадии. Ситуация в Умбе наглядно показала, что устранить последствия гораздо сложнее, чем их не допустить».