В Москве состоялся симпозиум «Эра PD-1-ингибиторов: революционные результаты здесь и сейчас», приуроченный к выходу на российский рынок первого иммуноонкологического препарата из класса ингибиторов PD-1 пембролизумаба. В мероприятии приняли участие 140 онкологов из всех регионов России. Ведущие российские и международные эксперты представили ключевую информацию о месте иммуноонкологии в существующих схемах терапии, а также рассмотрели возможности использования пембролизумаба в лечении пациентов с меланомой и немелкоклеточным раком легкого (НМРЛ).
В России ежегодно диагностируется свыше 500 тысяч новых случаев заболевания злокачественными новообразованиями. Почти 300 тысяч человек умирает. Зачастую это обусловлено тем, что заболевание диагностируется на поздних стадиях, когда возможности хирургического и медикаментозного лечения крайне ограничены.
Вопросы расширения арсенала доступных терапевтических опций находились в центре внимания участников симпозиума. Ведущие иностранные эксперты в области терапии меланомы и НМРЛ – директор отдела дерматологии Западногерманского онкологического центра, проф. Дирк Шадендорф (Германия) и директор торакального центра Медицинского университета штата Огайо, д-р Дэвид Карбон (США), – отметили, что появление иммуноонкологических препаратов, в особенности ингибиторов PD-1, меняет парадигму лечения злокачественных новообразований, выводя результаты лечения на новый уровень.
Замдиректора ФГБУ «Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина» Минздрава России, председатель Общества клинической онкологии, д.м.н., профессор Сергей Алексеевич Тюляндин рассказал о роли новой технологии в лечении онкологических заболеваний. «Иммунотерапия онкологических заболеваний стала возможной благодаря более глубокому пониманию механизмов работы иммунной системы. Иммуннотерапевтические препараты усиливают естественную иммунную систему человека, позволяет ей распознать злокачественные клетки и активизировать естественные силы организма для борьбы с заболеванием, — отметил он. — Иными словами, суть терапии заключается в восстановления собственного противоопухолевого иммунитета».
Пембролизумаб стал первым представителем новейшего класса ингибиторов PD-1, зарегистрированным в России и представленным российскому медицинскому сообществу. Его механизм действия принципиально отличается от других лекарственных средств. Иммунная система не всегда распознает в опухолевых клетках «чужаков», позволяя злокачественным новообразованиям избегать своевременного обнаружения и уничтожения. Пембролизумаб лишает опухолевые клетки возможности «ускользать» от иммунного надзора и возвращает способность компонентам иммунной системы уничтожать их.
Инновационная методика лечения обладает большими перспективами, убежден руководитель отделения биотерапии ФГБУ «Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина» Минздрава РФ, председатель ассоциации специалистов по проблемам меланомы «Меланома.Про», д.м.н., профессор Лев Вадимович Демидов. Он представил данные о состоянии онкологической помощи при меланоме в России и подчеркнул: «Появление принципиально новой методики лечения меланомы, заключающейся в “мобилизации” внутренних ресурсов организма на борьбу с заболеванием, может существенно повлиять на прогноз лечения пациентов».
Руководитель отделения клинических биотехнологий ФГБУ «Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина» Минздрава РФ, д.м.н., профессор Константин Константинович Лактионов рассказал об иммуноонкологической революции в лечении немелкоклеточного рака легкого. Внедрение пембролизумаба в клиническую практику дает надежду пациентам с наиболее неблагоприятными 3 и 4 стадиями НМРЛ, которых в России насчитывается около 38 тысяч .
Препарат разработан международной биофармацевтической компанией MSD (Merck Sharp & Dohme) и впервые зарегистрирован в 2014 году в США для терапии пациентов с неоперабельной и метастатической меланомой, у которых выявлено прогрессирование после предшествующей терапии. Позже препарат был одобрен для терапии пациентов с неоперабельной и метастатической меланомой, ранее не получавших лечения; для терапии пациентов с метастатическим раком легкого с гиперэкспрессией PD-L1; а также рецидивирующих метастатических опухолей головы и шеи. В настоящее время FDA рассматривает заявки на регистрацию препарата для терапии распространенного колоректального рака, рака мочевого пузыря, а также лимфомы Ходжкина. Параллельно в рамках широкомасштабной международной программы клинических исследований оцениваются перспективы использования пембролизумаба в терапии более 30 типов злокачественных новообразований.
«Сегодня Россия присоединилась к группе из 50 стран, где пембролизумаб доступен для пациентов с различными видами злокачественных новообразований и в качестве разных линий терапии, — отметил генеральный директор MSD в России Марван Акар. — Работа нашей команды направлена на то, чтобы помочь скорейшему внедрению препарата в клиническую практику и обеспечить его доступность для всех пациентов, которым он может помочь».
О пембролизумабе
Пембролизумаб представляет собой гуманизированное моноклональное антитело, которое селективно блокирует взаимодействие между рецептором PD-1 на Т-лимфоцитах иммунной системы и лигандами PD-L1 и PD-L2 на опухолевой клетке. Препарат продемонстрировал высокую эффективность в ряде клинических исследований у пациентов с немелкоклеточным раком легкого и с метастатической меланомой. В рандомизированном исследовании KEYNOTE-010 применение пембролизумаба в сравнении с цитостатическим препаратом доцетакселом во второй линии терапии у пациентов немелкоклеточным раком легкого с доказанной экспрессией биомаркера PD-L1 ассоциировалось с достоверным увеличением общей выживаемости на 29%. Медиана общей выживаемости для пембролизумаба составила 10,4 мес. в сравнении с 8,5 мес. для доцетаксела. Еще более убедительные результаты были продемонстрированы в группе пациентов с высокой экспрессией PD-L1 >50% на опухолевых клетках: терапия пембролизумабом позволила увеличить общую выживаемость на 46% (медиана общей выживаемости составила 14,9 мес. на терапии пембролизумабом и 8,2 мес. на терапии доцетакселом). Преимущество применения пембролизумаба для лечения пациентов с метастатической меланомой было показано в ряде исследований. В частности, в наиболее крупном исследовании KEYNOTE-001 с участием 655 пациентов с метастатической и неоперабельной меланомой кожи, 52% из которых получали до включения ипилимумаб, ответ на терапию пембролизумабом был достигнут у 33% пациентов, при этом, 40% пациентов, получавших пембролизумаб, были живы через 3 года после начала терапии (среди пациентов, получавших пембролизумаб в качестве препарата 1-й линии, данный показатель составил 45%). Эффективность пембролизумаба изучалась в исследованиях с участием 2 195 пациентов, в том числе из России, с метастатической или неоперабельной меланомой, немелкоклеточным раком легкого или другими видами злокачественных опухолей. Профиль безопасности пембролизумаба был изучен в лечении метастатической или неоперабельной меланомы в двух контролируемых рандомизированных исследованиях, а также при лечении неоперабельной или метастатической меланомы и метастатического НМЛР в неконтролируемом открытом исследовании с общим с участием 2 117 пациентов. Во всех названных исследованиях терапия пембролизумабом сопровождалась более низким уровнем нежелательных явлений 3-4 степени по сравнению с препаратами сравнения (химиотерапия и ипилимумаб для исследований по меланоме и химиотерапия – для исследований по НМРЛ).
В России препарат показан для лечения взрослых пациентов с неоперабельной или метастатической меланомой, а также для лечения пациентов с распространенным немелкоклеточным раком легкого, у которых подтверждена экспрессия PD-L1 опухолевыми клетками, и у которых наблюдается прогрессирование заболевания во время или после терапии препаратами платины.
Об иммуноонкологии
Последние открытия в области иммуноонкологии дают пациентам со злокачественными новообразованиями возможность изменения течения их заболевания и увеличение продолжительности жизни. Иммуноонкологические препараты усиливают естественную способность иммунной системы бороться с опухолью. В отличие от химиотерапии (которая ингибирует клеточное деление быстрорастущих опухолевых клеток) и таргетной терапии (воздействующей на различные молекулярные мишени на опухолевых клетках), иммуноонкологические препараты воздействуют на различные компоненты иммунной системы, в том числе точки иммунного контроля, в норме отвечающие за регулирование работы иммунной системы.
О меланоме
Меланома – это злокачественное новообразование, которое возникает в меланоцитах – клетках кожи, которые синтезируют меланин (пигмент, определяющий цвет кожи). Распространенность меланомы кожи среди населения Российской Федерации непрерывно увеличивается. В 2015 году в стране было выявлено 10 236 новых случаев заболевания. Одна из главных причин высокой смертности от меланомы — поздняя диагностика. До 25% случаев меланомы выявляется на поздних стадиях, когда вероятность успешного лечения резко снижается; только один пациент из четырех имеет шанс прожить 1 год после установления данного диагноза.
О раке легкого
Рак легкого – злокачественное новообразование, которое образуется в тканях легких, как правило, в клетках, выстилающих дыхательные пути. Заболевание можно разделить на две основные группы – немелкоклеточный рак легкого (НМРЛ) и мелкоклеточный рак легкого (МРЛ). На НМРЛ приходится, по разным оценкам, от 85% до 90% всех случаев заболевания . На протяжении нескольких десятилетий рак легкого остается наиболее распространенным в мире видом злокачественных новообразований. В России в 2015 году было выявлено примерно 55 000 новых случаев данного заболевания, при этом только половина пациентов живут более 1 года от момента постановки диагноза.
Иммуноонкология – приоритет для MSD
В структуре компании MSD действует полностью интегрированное онкологическое подразделение, занимающееся разработкой и выводом на рынок инновационных препаратов для лечения злокачественных новообразований. Цель MSD Oncology – использовать новейшие достижения науки для создания инновационных противоопухолевых препаратов. Основное внимание подразделения сосредоточено в области иммуноонкологии. Потенциал этого направления изучается в рамках одной из самых масштабных клинических программ, включающей более 360 клинических исследований, призванных оценить перспективы применения пембролизумаба в лечении более 30 типов опухолей. MSD Oncology также ведет разработку ряда перспективных молекул, которые в будущем смогут повысить эффективность и безопасность лечения онкологических заболеваний. Российские онкологические клиники активно участвуют в программе разработки пембролизумаба. Исследования препарата по 11 типам злокачественных опухолей сегодня проводятся на базе 30 ведущих федеральных и региональных онкологических научных и клинических центров России с плановым участием более 1 400 пациентов с раком легкого, меланомой, опухолями головы и шеи, раком пищевода и другими видами злокачественных новообразований.
О компании MSD
Более века MSD (Merck Sharp & Dohme) является одной из ведущих международных компаний в области здравоохранения. MSD – это торговая марка компании Merck & Co., Inc., штаб-квартира которой находится в Кенилворте, штат Нью-Джерси, США. Мы создаем, разрабатываем, производим и реализуем инновационные рецептурные лекарственные препараты, включая биологические препараты и вакцины, которые помогают сохранять и улучшать здоровье людей. В портфеле MSD представлены средства для лечения и профилактики онкологических заболеваний, сахарного диабета, гепатита C, ВИЧ и других инфекционных заболеваний, аутоиммунных воспалительных заболеваний, респираторных заболеваний, болезней системы кровообращения и других. Мы также осуществляем и поддерживаем программы и партнерские проекты, которые способствуют повышению доступности медицинской помощи. В России компания MSD работает с 1991 года, концентрируя внимание на обеспечении доступности инновационных лекарств и вакцин, партнерстве с локальными производителями и ведущими медицинскими учреждениями, а также поддержке медицинского образования. Мы применяем богатый международный опыт, чтобы внести вклад в развитие здравоохранения и фармацевтической промышленности России.