Генеральный директор Арзамасского приборостроительного завода, председатель комитета по экономике и промышленности Законодательного собрания Нижегородской области Олег Лавричев выступил на заседании Совета по законодательному обеспечению оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества при Совете Федерации Федерального Собрания РФ на тему «Правоприменительная практика в сфере выполнения государственного оборонного заказа: состояние и проблемы».
Второй год предприятия оборонно-промышленного комплекса страны работают в новых финансовых условиях. После внесения поправок в ФЗ-275 «О государственном оборонном заказе», резко изменяющих порядок финансирования ГОЗа, с 1 сентября 2015 года экономическое состояние предприятий-комплектаторов, участвующих в выполнении госпрограммы вооружения, ухудшилось, возникла угроза срыва госконтрактов. Неравнодушные руководители оборонных предприятий Нижегородской области забили тревогу, выступив с инициативой пересмотра ряд норм закона. И они были услышаны. После принятия поправок в ФЗ-275 3 июля 2016 года в закон были внесены изменения, которые решили часть проблем. Тем не менее необходимость решения ряда острых вопросов, осложняющих работу предприятий в новых условиях финансирования, по сей день остаются актуальными.
В рамках внесенных изменений сейчас у предприятий нет возможности реализовывать социальные программы поддержки и мотивации персонала, обслуживать текущие кредиты, взятые ранее в неуполномоченных банках. Покупка дорогостоящего оборудования может быть признана нецелевыми расходами и грозить руководителю уголовной ответственностью. Требования целевого расходования средств государственного оборонного заказа ужесточаются.
В своем выступлении Олег Вениаминович не только обозначил проблемы предприятий ОПК, но и высказал конкретные предложения по доработке ФЗ-275:
По проектам федеральных законов о внесении изменений в КоАП РФ, УК РФ и УПК РФ №4979-7 и №5198-7 в части усиления ответственности за преступления, правонарушения в сфере ГОЗа, внесённые Правительством РФ:
• определить конкретные критерии ответственности лиц;
• уменьшить величины возможного наказания (по новым проектам предлагается наказание до 500 тыс. рублей);
• увеличить крупный и особо крупный размер так, чтобы они были соизмеримы с уголовной ответственностью и экономически обоснованы (по проектам крупный размер 1,5 млн руб., особо крупный – 7,5 млн рублей);
• конкретизировать, раскрыть понятие «нецелевого расходования финансовых средств, предназначенных для выполнения заданий государственного оборонного заказа».
Также Олег Вениаминович от имени руководителей ведущих предприятий ОПК региона – членов Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей передал председателю комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктору Озерову предложения по внесению жизненно необходимых изменений ФЗ-275:
• Распространить право возмещать затраты на формирование запаса материалов, комплектующих для исполнения госконтрактов из авансовых платежей до исполнения государственного контракта и на исполнителей по всей цепочке производственной кооперации. И не ограничивать это длительностью технологического процесса свыше 6 месяцев, поскольку исполнители заранее заказывают ПКИ и материалы, а эта стадия процесса занимает значительный отрезок времени и не входит в технологический цикл.
• Рассмотреть возможность увеличения суммы денежных средств на оплату иных расходов.
• Разрешить предприятиям ОПК обязательное возмещение с отдельного счета затрат на проезд и найм жилья работниками во время нахождения в командировке, на выплаты стимулирующего характера.
• Разрешить обслуживание текущих кредитных портфелей: возврат с отдельного счета сумм займов, кредитов и процентов, полученных в неуполномоченных банках, в том числе привлечённых ранее для создания дополнительных производственных мощностей и страховых запасов с целью выполнения показателей Государственной программы вооружений на 2011-2020 гг.
• Разграничить запрет на приобретение у кредитных организаций драгоценных металлов, драгоценных камней и монет из драгоценных металлов в целях извлечения прибыли либо конвертации российского рубля и приобретение драгоценных металлов в промышленных целях (что на данный момент законом не определено). Необходимо внести изменения в ФЗ-275, предусматривающие право головного исполнителя (исполнителя) приобретения у кредитных организаций драгоценных металлов в производственных целях.
• Инициировать изменения, приводящие в соответствие Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и ФЗ-275, изложив п.3 ст.8.4 ФЗ-275 в следующей редакции: «выдача денежных средств физическим лицам, за исключением оплаты труда, при условии ежемесячной уплаты соответствующих налогов и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Также там был обозначен и ряд других проблемных вопросов.
В завершение своего выступления Олег Вениаминович отметил:
- Предприятия ОПК сейчас работают на пределе возможностей - выполняя повышенное задание по ГОЗу. Значимость стоящих перед отраслью задач трудно переоценить в сложившейся геополитической обстановке. Поэтому мы рассчитываем, что голос предприятий ОПК о необходимости внесения конструктивных изменений в ФЗ-275, которые помогут улучишь их работу и способствовать своевременному выполнению ГОЗ, в итоге будет услышан законодателями.