Активисты регионального отделения Общероссийского народного фронта в Алтайском крае организовали круглый стол, на котором обсудили с коллекторами, представителями контролирующих и надзорных органов новые нормы регулирования рынка взыскания долгов физических лиц.
Оказалось, что после вступления в силу с 1 января 2017 г. закона о коллекторах в Алтайском крае не остается взыскателей долгов. Действующие участники рынка не намерены регистрироваться в государственном реестре.
Представители агентств, до сих пор именовавших себя коллекторскими, теперь отвечают, что они просто юристы по сопровождению взыскания долгов. Так, один из представителей коллекторского агентства заявил, что его юридическое образование позволяет ему оказывать помощь по взысканию долгов и работать как физическое лицо, являясь представителем взыскателя.
Эксперт регионального отделения ОНФ Игорь Нестеров отметил, что законодатели, разрабатывая новые нормы регулирования рынка взыскания, напротив, ставили одной из целей вывод с этого рынка физических лиц – взыскателей долгов, мелких коллекторских контор, установление жесткого контроля за теми, кто занимается этой деятельностью профессионально.
Однако начальник отдела правового обеспечения УФССП по Алтайскому краю Анна Гаврилова заявила, что в законе не говорится, должен быть взыскатель юридическим или физическим лицом. Позже главный судебный пристав Алтайского края уточнил позицию ведомства: взыскатели в новом качестве смогут работать без включения в государственный реестр и образования юридического лица, но они должны оставаться в рамках правового поля.
Выяснилось, что осуществлять надзор за деятельностью юристов – физических лиц, занимающихся сопровождением долгов, ведомство не будет. Но в случае нарушения закона и появления жалоб должников такие граждане подпадут под действие Кодекса об административных правонарушениях. За более серьезные проступки юристы могут нести и уголовную ответственность. При этом представитель ведомства выразил надежду, что крупные банки в будущем будут иметь дело только с профессиональными участниками рынка взыскания.
Представитель прокуратуры Алтайского края был менее категоричен: нужно разбираться в каждом конкретном случае, в чем заключается юридическое сопровождение. Ведь это может быть и банальное написание заявления в суд от имени кредитора. Тем не менее, он допустил, что некоторые действия юристов – физических лиц могут быть признаны незаконными.
По мнению представителя уполномоченного по правам человека в Алтайском крае Дмитрия Швийцера, при наличии проблем с взысканием долгов нужно менять закон об исполнительном производстве, давать судебному приставу больше полномочий. Он отметил, что главная цель коллекторов – взыскать долги всеми средствами. А такая позиция, как показывает практика, нередко приводит к нарушению прав человека.
«Теперь законом строго ограничено количество телефонных звонков коллекторов, посылаемых ими сообщений и личных встреч с должниками. Должники получили возможность назначать третье лицо для взаимодействия с коллектором. Эти меры помогут снизить количество вопиющих ситуаций, связанных с взысканием долгов. Со временем закон направит взаимоотношения между заемщиками, кредиторами и коллекторами в цивилизованное русло», – отметила сопредседатель регионального штаба ОНФ Марина Ермоленко.