Согласно оценке специалистов группы компаний E3 Group, сегодня около 40% предложения стрит-ритейла составляют коммерческие помещения, которые входят в состав жилых комплексов, застраиваемых в рамках комплексного освоения территорий. Новые районы, в которых коммерческая составляющая только начинает развиваться, привлекает многих ритейлеров и предприятия сферы услуг. Привлекательность локаций позволяет собственникам повышать арендные ставки, делая сегмент стрит-ритейла в новых ЖК привлекательным инструментом для инвестирования.
По данным E3 Group, сегодня в спальных районах ставки аренды в среднем составляют 1300-4000 рублей за кв.м. На стоимость влияет близость станций метрополитена, остановок общественного транспорта, транспортных магистралей, наличие постоянного пешеходного трафика. Традиционно в «спальники» заходят операторы сотовой связи, подразделения банков, оказывающих услуги физическим лицам.
Активно ведут себя представители общественного питания, открываются кафе и рестораны, ориентированные на кухни народов мира – например, различные пиццерии, такие сети как «Суши Шоп», «Суши WOK». Значительную часть спроса формируют продуктовые ритейлеры. Так, крупные продуктовые сети, которые находятся в поисках новых помещений, рассматривают площади, которые ранее занимали конкуренты. Это позволяет экономить на отделке помещений. Например, в Московском районе «Магнит» заменил «Полушку», X5 Retail Group закрыла «Перекресток» в торговом центре River House и перевела его в жилой комплекс Skandi Klubb. Продолжается развитие сетей алкомаркетов. Эта тенденция началась еще в 2015 году, когда было открыто более 50 новых точек.
Аналитики группы компаний E3 Group за последние 2 года зафиксировали увеличение количества инвесторов в сегменте стрит-ритейла на 20%. Часть инвесторов пришла из жилого сегмента, потенциал которого снижается. Если сдача квартиры в аренду приносит 6-8 % годовых, то средний уровень доходности при сдаче в аренду качественного коммерческого помещения составляет 11-13% в год. Однако некоторых инвесторов тормозит высокий порог входа в стрит-ритейл, нежели в жилом сегменте эконом-класса.
«Мурино, Девяткино, Шушары, Парнас, Янино – это привлекательные районы для ритейлеров. Коммерческая инфраструктура в них развита слабо, а спрос постоянно растет. Девелоперы коммерческой недвижимости пока не видят привлекательности в этих районах, поэтому основная коммерческая нагрузка приходится на стрит-ритейл, - комментирует Роман Шиман, руководитель департамента коммерческой недвижимости компании E3 Group. - Учитывая факт, что в новостройках под коммерческие помещения отводится от 5 до 10 % от общей доли, в год что в новых ЖК появляется около 100–250 тыс. кв.м встройки под коммерцию».