15.11.2016 17:38
Аналитика.
Просмотров всего: 6586; сегодня: 1.

Обзор Investpoint: Кто заинтересован в финансовой грамотности россиян?

Уровень финансовой грамотности россиян в 2016 году вырос в среднем на 2 п.п., но остается низким

По данным Всемирного банка, в России 67% пользователей финансовых услуг с уровнем доходов низкого и среднего уровня не понимают важности формирования «финансовой подушки», а 38% граждан данной категории перед оформлением кредита не проводят никакого сравнительного анализа ставок и условий по кредиту. 61% пользователей финансовых услуг со средним уровнем дохода и ниже не знают в какую службу можно обратиться в случае обмана со стороны кредитно-финансовой организации, что объясняется низким уровнем финансовой грамотности населения.

По данным исследования Global Financial Literacy Survey осуществленного S&P лишь 38% совершеннолетних граждан России в 2015 году могли быть охарактеризованы как финансово грамотные, что немногим выше базовой планки усредненного мирового показателя в 33%. При этом 50% активно берущих кредиты у финансовых организаций россиян, нельзя охарактеризовать как финансово грамотных. Для сравнения, согласно результатам исследования, показатель финансовой грамотности среди граждан, проживающих на территории Евросоюза, составляет 50%, а среди категории населения, активно взаимодействующей с финансово-кредитными организациями – 60%. В США 57% граждан финансово грамотны, и только в Азии данный показатель ниже, чем по России – 27%.

«Именно низкий уровень понимания необходимости формирования «финансовой подушки» сегодня является одной из главных причин слабого проникновения страхования жизни в России. Данный показатель по России колеблется в районе 4%, в то время как в ряде стран Евросоюза данный показатель может превышать 90%», - подчеркнула во время недавнего семинара для представителей СМИ Алена Букашкина, директор клиентского сервиса компании PPF Страхование жизни.

Осознавая относительно невысокий уровень финансовой грамотности населения России, Минфин и Центробанк стремятся решить данную проблему. Флагманский проект по повышению общего уровня финансовой грамотности населения был разработан Министерством финансов при поддержке Всемирного банка и носит название «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в российской федерации». В рамках данного проекта на регулярной основе проводятся открытие уроки, лекции, семинары, вебинары, мастер-классы и масштабные программы.

«Почему Минфин и Центробанк стремятся к повышению уровня финансовой грамотности граждан вполне очевидно, это входит в их обязанности. Тем более в период кризиса необходимо объяснить населению базовые принципы функционирования экономики для того, чтобы среднестатистический гражданин видел, какие шаги предпринимаются для достижения тех или иных задач», - пояснил Главный аналитик Investpoint Александр Вебер.

Финансовые организации также активно участвуют в реализации данного проекта, в первую очередь, выступая партнером наиболее масштабного мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности населения - «Всероссийской недели сбережений», которая в этом году охватила порядка 1,5 миллиона человек. Компании предоставляют своих специалистов в качестве преподавателей и лекторов, а также организуют лекции, семинары и вебинары в своих офисах.

И за последние 2 года государственные и корпоративные программы содействия повышению уровня финансовой грамотности принесли положительные результаты. В частности, по данным Всемирного банка в 2016 году, процентное соотношение граждан с низким и средним уровнем дохода, которые понимают корреляцию между уровнем рисков и уровнем доходности финансовых инструментов, увеличилось на 2 процентных пункта, составив 65% по отношению к 2015 году.

Однако данный показатель среди учеников средней школы и колледжей находится на уровне 52%, что демонстрирует снижение на 3 п.п. по отношению к 2015 году, когда данный показатель находился на уровне 55%.

«Именно по этой причине приоритетом сегодня, как для государства, так и для нашей компании, является повышение уровня финансовой грамотности среди молодежи, поскольку позволяет воспитывать культуру управления личными финансами с ранних лет. В марте этого года в рамках II Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодежи наши сотрудники провели 160 лекций по финансовой грамотности в 41 городе России. Всего лишь за две недели в них приняли участие более 6 500 человек», - рассказала начальник Управления маркетинга и связей с общественностью PPF Страхование жизни Мария Ратникова.

Наиболее активными партнерами программ повышения финансовой грамотности являются банки и платежные системы, причем вне зависимости от величины организации. В то время как крупные организации располагают обширными ресурсами для охвата широкой аудитории, они больше работают в оффлайн среде. К примеру, в рамках Всероссийской недели сбережений в конце октября Хоум Кредит провел более 80 мероприятий по финансовой грамотности в более чем 50 городах России. Менее крупные компании, напротив, чаще всего осуществляют просветительскую активность в онлайн среде. К примеру, по словам создателя "Домашней Бухгалтерии" Павла Козловского, компания активно развивает собственный информационный портал, фокусируясь на теме учета личных и семейных финансов, охватывая как минимум 35 000 регулярных читателей. По словам представителя «МигКредит» Зинаиды Серебряковой компания активно публикует экспертные материалы и комментарии на тему вопросов финансового планирования, в частности на портале Банки.ру.

«Почему финансовые организации заинтересованы в повышении уровня финансовой грамотности населения тоже понятно – чем больше гражданин осведомлен о том, какие вообще существуют финансовые инструменты, как осуществлять финансовое планирование, как накопить на пенсию, как формируется ставка депозита или кредита, тем меньше будет проблем, как у самого клиента, так и у организации», - объяснил главный аналитик Investpoint Александр Вебер.

С ним согласна директор по маркетингу МФО «Срочноденьги» Маргарита Пыркова: «Вопросу повышения финансовой грамотности населения наша компания уделяет пристальное внимание, что обусловлено, в первую очередь, крайне искаженным пониманием большинством специфики работы микрофинансовых организаций. Более того, у многих, к сожалению, страдает финансовая дисциплина и планирование собственного бюджета, из-за чего, как правило, возникают просрочки по платежам».

Для того чтобы как клиент, так и организация могли избежать дальнейших проблем, «Срочноденьги» разработали карманные буклеты-гармошки, в которых содержатся короткие и ясные ответы на наиболее популярные вопросы о займах. По данным компании, с момента запуска данного проекта летом текущего года было распространено свыше 160 000 экземпляров.

Также компании нередко прибегают к креативным методам, к примеру, PPF Страхование жизни разработала финансовую игру Drive your life, которая за 2,5 часа игры позволяет смоделировать все ключевые жизненные ситуации, такие как покупка квартиры, накопления на обучение ребенка, формировании пенсии и т.д., позволяя участникам понять насколько эффективен тот или иной финансовый инструмент.

В российских школах банк Хоум Кредит проводил деловую игру «Полезные деньги», обучая школьников в игровой форме планированию бюджета и демаркации желаемых покупок от необходимых. А студентам ВУЗов банк предложил полноценную бизнес-симуляцию «Сам себе банкир», которая копировала структуру работы банка и позволяла понять его внутреннюю структуру. Со своей стороны, МФО «Срочноденьги» занимается публикацией комиксов, в которых персонажи сталкиваются с проблемами использования финансовых продуктов, а герой дает ценные указания и советы, как избежать подобных ситуаций.

На текущий момент Всемирный банк оценивает текущий прогресс реализации поставленных целей в России на высоком «зеленом» уровне.


Ньюсмейкер: Investpoint — 10 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе МКММ
23.11.2024 12:50 Мероприятия
Бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе МКММ
21 ноября 2024 года в Москве на Большой Якиманке 26, бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе на площадке проекта МКММ - Международного Московского конкурса молодых модельеров.          Сегодня МКММ является одним из самых модных fashion мероприятий...
24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
23.11.2024 12:49 Новости
24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
      С просьбой рассмотреть возможность проведения молебнов и панихид в память по А. В. Суворову в преддверии празднования его дня рождения 24 ноября к главам епархий страны обратился заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора С. Ю. Рудов. Синод Русской Православной...
История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...