Необходимо ограничить перевод муниципальных унитарных предприятий, работающих в строительной, дорожной и в сфере ЖКХ в коммерческие компании. Такое мнение высказал член регионального штаба ОНФ в Томской области, предприниматель Константин Юденко. Он отметил, что это выведет данные предприятия из-под действия федерального закона 44-ФЗ о контрактной системе.
«С 1 января 2017 г. вступят в силу положения 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно изменениям, государственные и муниципальные предприятия будут осуществлять планирование и осуществление закупок в соответствии с требованиями федерального закона № 44-ФЗ. Сейчас они работают по 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Это должно повысить ответственность заказчика, устранить возможности неконкурентных закупок у единственного поставщика и сократить бюджетные субсидии зачастую убыточным унитарным предприятиям», – рассказал Константин Юденко.
Представитель ОНФ считает, что причин для перехода МУПов и ГУПов на контрактную систему закупок несколько.
«Во-первых, это излишняя свобода для заказчика. Во-вторых – субсидии, без торгов предоставляемые из бюджетов часто убыточным унитарным предприятиям. Вместе это создает питательную среду для высоких коррупционных рисков, особенно в сфере ЖКХ и строительства. Изменения должны повысить прозрачность закупок, что отразится и на качестве расходования, и на экономии бюджетных средств», – считает Юденко.
Член регионального штаба ОНФ рассказал, что в Томской области уже были зафиксированы случаи перевода МУПов в общества с ограниченной ответственностью (ООО).
«Настораживает, что в список под реорганизацию в первую очередь попадают строители. А именно для этой отрасли в первую очередь и писались законодательные изменения. К примеру, недавно стало известно, что власти Томска планируют превратить организацию МУП «Томскстройзаказчик», которая занимается завершением строительства домов для обманутых дольщиков, из муниципального предприятия в коммерческое», – поделился активист ОНФ.
Как отмечает Юденко, часто встречаются случаи, когда руководитель бюджетного учреждения без торгов, используя форму прямых закупок, выбирает конкретную фирму для поставки товаров и оказания услуг. При этом фирма-поставщик может быть недавно зарегистрирована, не иметь опыта работы и положительной репутации на рынке.
«Законодательные изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г., серьезно ограничат возможности для столь свободного неконкурентного выбора поставщика товара или услуги и снизят предпосылки для появления коррупционных схем», – подчеркнул Юденко.
Также, по мнению активиста ОНФ, вместе с унитарными муниципальными и государственными предприятиями из-под действия 223-ФЗ необходимо вывести и автономные учреждения, поскольку ими распределяются большие объемы бюджетных средств. Особенно это касается учреждений в сфере здравоохранения и образования.