Активисты Общероссийского народного фронта по всей России проверили соблюдение муниципальными чиновниками федерального законодательства на маршрутах движения школьных автобусов. Акция ОНФ «Дорога в школу» проведена активистами Народного фронта в соответствии с указом президента России, лидера Общероссийского народного фронта Владимира Путина №598 в части снижения к 2018 г. смертности от ДТП (до 10,6 случая на 100 тыс. населения), а исследуемые требования являются обязательными для защиты жизни или здоровья граждан. Мониторинг стал продолжением работы общественников по контролю за исполнением поручения президента о принятии мер, направленных на реализацию национальных стандартов по обустройству пешеходных переходов, предусматривающих в первую очередь их оснащение вблизи школ.
В течение августа – сентября активисты исследовали около 200 школьных маршрутов в 450 населенных пунктах на предмет наличия остановок, дорожных знаков, пешеходных ограждений, искусственных неровностей и горизонтальной разметки, состояния дорожного полотна, а также состояние транспорта для перевозки детей. В ходе инспекции Народного фронта был выявлен целый ряд грубых нарушений органами местного самоуправления правил перевозки детей.
Выяснилось, что в Воронеже дети микрорайонов Раздолье и Радуга каждый день рискуют попасть под колеса фур: маршрут школьников проходит по обочине трассы Воронеж – Тамбов. И это потому что в школе, где обучаются 1300 детей, нет школьных автобусов. В деревне Волобуево Курской области мост, построенный жителями деревни из подручных средств для связи с цивилизацией, находится в аварийном состоянии. Жители жалуются на то, что школьный автобус ходил всего две недели в сентябре. Сейчас дети ездят на платном общественном транспорте. В Колосовке Калининградской области дети вынуждены идти до остановки школьного автобуса пешком около 2 км, пересекая при этом железнодорожные пути с нерегулируемым железнодорожным переездом. В Томской деревне Лаврово дети посещают школу в селе Рыбалово, ежедневно проходят пешком 2 км по проезжей части и через старый мост, который может не выдержать веса автобуса.
Проверка, проведенная активистами ОНФ, показала, что более половины проверенных остановок не соответствуют техническим требованиям. Практически везде отсутствует эклектрическое освещение, территория загрязнена мусором и бытовыми отходами. Расписание следования школьного автобуса и знак «Школьный маршрут» практически нигде не встречались; трети случаев зафиксировано отсутствие остановочных павильонов – это грубые нарушения регламентирующих требований.
Так, в Волгоградской области сбор и посадка детей в автобус зачастую производится возле поселковых магазинов, в хуторе Попов Республики Северная Осетия дети ждут приезда автобуса на обочине дороги. Около Хомутовской средней школы №1 Иркутской области на дороге несколько раз переносили с места на место переход, поэтому их здесь образовалось сразу два, что вводит в заблуждение и школьников, и водителей. В Амурской области вблизи школы села Новотроицкого Благовещенского района нет предупреждающих дорожных знаков, о чем активисты ОНФ уведомили главу поселения. Забайкальские общественники обнаружили нелепый случай: остановка автобуса у школы №36 находится на территории свалки.
В Мурманской области на станции Кола нет должного освещения, а сама остановка стала хранилищем для старых автомобильных покрышек. Плачевное состояние остановок школьных автобусов, отсутствие навесов и знаков, информационных таблиц с графиком движения отметили активисты ОНФ в Ярославской области.
«Практически везде – и на сайтах администраций, и на порталах образовательных учреждений – отсутствуют маршруты и схемы движения школьных автобусов. Родители должны знать, откуда и по какому маршруту доставляют их детей», – прокомментировал представитель регионального штаба ОНФ в Мурманской области Артем Марышев.
Не соответствует требованиям безопасности прилегающая к остановочным платформам дорожная инфраструктура. Так, в Костромской области у села Саметь и деревни Петрилово, где находятся начальные школы, перед 1 сентября разметку нанесли прямо на песок. Во Владимирской области обнаружен курьез – у Павловской школы Суздальского района на проезжей части установлены знаки ограничения скорости и «Дети», есть даже искусственные неровности, но почему-то только в одном направлении движения.
«Исходя из результатов мониторинга и проведенных рабочих встреч, выявленные недостатки являются общими для многих регионов России. Было бы целесообразно рассмотреть вопрос о федеральной программе безопасности дорожного движения в сельских районах», – прокомментировал руководитель региональной рабочей группы ОНФ в Волгоградской области «Образование и культура как основы национальной идентичности» Сергей Забеднов.
Согласно правилам обеспечения безопасности перевозок пассажиров, перевозка детей должна осуществляться при наличии на участках дорог твердого дорожного покрытия. Тверские представители ОНФ зафиксировали наиболее аварийно-опасный участок перед деревней Заборовье, где на автодороге образовался большой провал. По причине аварийного состояния дороги республиканского значения в Килемарском районе республики Марий Эл не приняты два школьных маршрута: поселок Килемары – деревня Актаюж и поселок Килемары – деревня Широкундыш. Автомобили, в том числе и школьные автобусы, объезжают разбитую дорогу по песчаным обочинам, рискуя опрокинуться в кювет.
Ненадлежащее состояние дорожного полотна влияет на время подвоза школьников к учебным заведениям: дорога занимает вместо 30 минут целый час – такую картину выявили активисты Владимирской и Новосибирской областей.
Также в рамках акции ОНФ «Дорога в школу» активисты Народного фронта проверили школьные автобусы, их наличие и техническое состояние. Так, в 10 обследованных автобусах Каменска и Каменского района Ростовской области отсутствуют фронтальные камеры видеонаблюдения, неисправны крепления для ремней безопасности. Нарекания активистов ОНФ в Карачаево-Черкесии вызвало оборудование автобусов специальными звуковыми сигналами при движении задним ходом. Повсеместной стала проблема отсутствия в регионах системы ГЛОНАСС в автобусах – об этом сообщили активисты самарского регионального отделения ОНФ.
К 1 января 2017 г. непригодным для эксплуатации окажется четвертая часть используемого школьного автопарка Ставропольского края, так как с года его выпуска пройдет более 10 лет. Бюджетом края на 2016 г. предоставление субсидий на эти цели не предусмотрено.
В Республике Дагестан в средних школах сел Леваши и Ахты состояние автобусов не соответствует ГОСТам, автобусы не на ходу, отсутствуют запчасти и ГСМ. «При поступлении транспортных средств в рамках программы «Школьный автобус» они передаются в собственность муниципалитета, и все расходы на содержание, техническое обслуживание, закупку ГСМ, зарплату водителям и страховку должны производиться за счет средств местных бюджетов, которые в основном отсутствуют или формируются за счет родителей учеников», – прокомментировала ситуацию сопредседатель регионального штаба ОНФ Татьяна Рассохина.
По итогам акции ОНФ «Дорога в школу» активистами будет составлен реестр сельских территорий, остро нуждающихся в транспорте для перевозки детей в школу. Также активисты Народного фронта предлагают направить в органы исполнительной власти регионов рекомендации по размещению информации о маршрутах следования автобусов с указанием времени прохождения в населенных пунктах на сайтах школ и муниципалитетов.
Каменск Республики Бурятия является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.