ОНФ по всей России проверил выполнение муниципальными чиновниками Федерального законодательства на маршруте движения школьных автобусов.
Инспекция ОНФ «Дорога в школу» проведена активистами Движения в соответствии с Указом Президента РФ Владимира Путина №598 в части снижения к 2018 г. смертности от ДТП (до 10,6 случая на 100 тыс. населения), а исследуемые требования являются обязательными в соответствии с ГОСТами и Приказом Минтранса России от 15.01.2014 №7 в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан. Такой масштабный мониторинг стал продолжением работы общественников по контролю за исполнением поручения Президента России о принятии мер, направленных на реализацию национальных стандартов по обустройству пешеходных переходов, предусматривающих в первоочередное их оснащение вблизи школ.
В течение августа-сентября активисты исследовали около 200 школьных маршрутов в 450 населенных пунктах на предмет наличия остановок, дорожных знаков, пешеходных ограждений, искусственной неровности и горизонтальной разметки, состояния дорожного полотна, а также состояние транспорта для перевозки детей. В ходе инспекции был выявлен целый ряд грубых нарушений органами местного самоуправления правил перевозки.
Серьезную обеспокоенность вызывает ситуация с пешими маршрутами, когда, добираясь до школы, дети вынуждены преодолевать, порой, опасные участки. В Новоусманском районе Воронежской области каждый день дети микрорайонов «Раздолье» и «Радуга» рискуют попасть под колеса «пролетающей» мимо фуры, потому что их маршрут проходит по обочине трассы «Воронеж-Тамбов». Выбор не велик - на платном транспорте или пешком с риском для жизни. Причина проста - в школе, где обучается 1300 детей, нет школьных автобусов. В деревне Волобуево Курской области мост, построенный жителями деревни из подручных средств для связи с цивилизацией находится ужасающем состоянии, со дня на день может обвалиться. Жители заверяют, что школьный автобус есть, но он ездил всего две недели в сентябре, сейчас дети ездят на платном общественном транспорте. В Колосовке Калининградской области дети вынуждены идти до остановки школьного автобуса пешком около 2 км, пересекая при этом железнодорожные пути с нерегулируемым железнодорожным переездом. В Томской деревне Лаврово дети посещают школу в селе Рыбалово, ежедневно проходят пешком 2 километра по проезжей части и через старый мост, который может не выдержать веса автобуса.
Более половины проверенных остановок не соответствуют техническим требованиям – практически везде отсутствует эклектическое освещение, территория загрязнена мусором и бытовыми отходами. Расписание следования школьного автобуса и знак «Школьный маршрут» практически нигде не встречались. В трети случаев вообще зафиксировано отсутствие остановочных павильонов – это грубые нарушения регламентирующих требований. В Волгоградской области сбор и посадка детей в автобус зачастую производится возле поселковых магазинов или «голом» остановочном павильоне, в хуторе Попов Республики Северная Осетия дети ждут приезда автобуса на обочине дороги. Около Хомутовской средней школы №1 Иркутской области на дороге несколько раз переносили с места на место переход, поэтому их здесь образовалось сразу два, что вводит в заблуждение и школьников, и водителей. В Амурской области вблизи школы села Новотроицкого Благовещенского района нет предупреждающих дорожных знаков, о чем активистами ОНФ был осведомлен глава поселения, неоднократно составлялись протоколы - в итоге направлено обращение в прокуратуру о проведении проверки по факту бездействия должностного лица. Забайкальские фронтовики обнаружили нелепый случай: остановка автобуса у школы №36 «расположена» на территории свалки.
В Мурманской области на станции Кола нет должного освещения, а сама остановка стала хранилищем для старых автомобильных покрышек.
«Мурманские активисты проверили школьные маршруты в Кольском и Кандалакшском районах, а также в Апатитах. В Кольском районе автобусные остановки по маршруту движения школьных автобусов не соответствуют требованиям ГОСТа. Оказалась захламлена автобусная остановка у поселка Дровяное. Сам поселок поделен на две части, их разделяет дорога, а путь до остановочного комплекса из разных точек населенного пункта по оценкам активистов составляет до одного километра. Сложно представить, как дети добираются до остановки в зимнее время с таким уклоном. В целом можно сказать, что большинство остановочных пунктов не оборудованы должным образом - нет указателей, определяющих место остановки транспортного средства для посадки и высадки детей. На указателях должен быть размещен опознавательный знак «Перевозка детей», надпись: «Школьный маршрут» с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку. Таких обозначений активисты, увы, не увидели нигде. В Кандалакшком районе, в поселке Лупче-Савино по маршруту движения к школам № 9 и 54 вовсе нет остановочного комплекса, также отсутствует остановка и электрическое освещение в поселке Лесозаводский. Кроме того, проанализировав нормативно-правовую базу, которая регламентирует подвоз детей к школам, практически везде и на сайтах администраций, и на порталах образовательных учреждений отсутствуют маршруты и схемы движений школьных автобусов. Родители должны знать, откуда и по какому маршруту доставляют их детей», – прокомментировал руководитель рабочей группы «Общество и власть: прямой диалог» в Мурманской области Артем Марышев.
Не соответствует требованиям безопасности прилегающая к остановочным платформам дорожная инфраструктура. В Костромской области у с. Саметь и д. Петрилово, где находятся начальные школы, перед 1 сентября нанесли разметку прямо на песок, в результате ее не видно. Во Владимирской области обнаружен «ляп» - у Павловской школы Суздальского района на проезжей части установлены знаки ограничения скорости и «Дети», есть даже искусственные неровности, но почему-то только в одном направлении движения.
«Исходя из результатов мониторинга и проведенных рабочих встреч выявленные недостатки являются общими для многих регионов России. Было бы целесообразным рассмотреть вопрос о Федеральной программе безопасности дорожного движения в сельских районах» - прокомментировал руководитель рабочей группы ОНФ в Волгоградской области «Образование и культура как основы национальной идентичности» Сергей Забеднов.
Согласно Правилам обеспечения безопасности перевозок пассажиров, перевозка детей должна осуществляться при наличии на участках дорог твердого дорожного покрытия. Этот параметр критическим можно назвать в Южном, Северо-Кавказском и Сибирском федеральных округах. Хорошо иллюстрирует общую тенденцию Ярославская область, где в настоящее время половина школьных маршрутов имеют недостатки в транспортно-эксплуатационном состоянии автодорог, сами дороги без твердого покрытия и имеют ширину менее 6м. Тверские ревизоры ОНФ зафиксировали наиболее аварийно-опасный участок перед деревней Заборовье, где на автодороге образовался большой провал. По причине аварийного состояния дороги республиканского значения в Килемарском районе республики Марий Эл не приняты два школьных маршрута: поселок Килемары – деревня Актаюж и поселок Килемары – деревня Широкундыш. Автомобили, в том числе и школьные автобусы, объезжают разбитую дорогу по песчаным обочинам, рискуя опрокинуться в кювет.
Ненадлежащее состояние дорожного полотна влияет на время подвоза школьников к учебным заведениям: дорога занимает вместо 30 минут целый час – такую картину выявили активисты Владимирской и Новосибирской областей
В рамках мониторинга ОНФ «Дорога в школу» активисты проверили школьные автобусы, их наличие и техническое состояние. В 10-ти обследованных автобусах Каменска и Каменского района Ростовской области отсутствует фронтальная камера видеонаблюдения, неисправны крепления для ремней безопасности. Нарекания активистов Карачаево-Черкессии вызвало оборудование автобусов специальными звуковыми сигналами при движении задним ходом. В Камышлинском районе Самарской области установленное на автобусах оборудование системы ГЛОНАСС, предназначенное для обеспечения безопасности при перевозке детей, неисправно. Повсеместной также является проблема отсутствия или плачевное состояние остановочных павильонов, в которых ученики могли бы укрыться от осадков, пока ждут автобус.
К 1 января 2017 года непригодным для эксплуатации окажется четвертая часть используемого школьного автопарка Ставропольского края, так как с года их выпуска пройдет более 10 лет. Бюджетом края на 2016 год предоставление субсидий на эти цели не предусмотрено. В Республике Дагестан в средних школах села Леваши и села Ахты состояние автобусов не соответствует ГОСТам, автобусы не на ходу, отсутствуют запчасти и ГСМ. «При поступлении транспортных средств в рамках программы «Школьный автобус» они передаются в собственность муниципалитета, и все расходы на содержание, техническое обслуживание, закупку ГСМ, зарплату водителям и страховку должны производиться за счет средств местных бюджетов, которые в основном отсутствуют или производятся за счет родителей учеников», – прокомментировала ситуацию сопредседатель регионального штаба ОНФ Татьяна Рассохина.
По итогам мониторинга «Дорога в школу» активистами будет составлен реестр из сельских территорий, остро нуждающихся в транспорте для перевозки детей в школу. Также активисты предлагают направить в органы исполнительной власти регионов рекомендации по размещению информации о маршрутах следования автобусов с указанием времени прохождения в населенных пунктах на сайте школ и муниципалитетов.
Каменск Республики Бурятия является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.