Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа Архангельской области Виктор Павленко прокомментировал озвученную на VI Петербургском Международном Газовом Форуме информацию о серьезном увеличении инвестиций в импортозамещение оборудования для освоения арктического шельфа.
Ожидается, что инвестиции России в импортозамещение оборудования для Арктического шельфа в 2017 году могут составить 3 млрд. руб. Как отметил Виктор Павленко, в программах импортозамещения должен быть задействован потенциал Архангельской области: морского порта и транспортно-логистического узла Архангельска и предприятий оборонного комплекса Северодвинска.
По словам сенатора Виктора Павленко уже сейчас через Архангельский порт активно поставляются грузы для освоения углеводородных месторождений на полуострове Ямал. В частности трубы для прокладки нефти - и газопроводов. У порта есть большой резерв для наращивания мощностей, сохранены кадры и технологическое оборудование.
«По оценкам в Арктическом регионе находится восьмая часть неосвоенных мировых запасов нефти и четверть всего природного газа. Получается, что в Арктике может находиться около 22% неразведанных мировых запасов углеводородов. Извлекаемые запасы на российском арктическом шельфе составляют около 88% от общей доли запасов углеводородов страны», - подчеркнул Виктор Павленко.
Основные грузы для освоения месторождения Арктического шельфа могут поставляться через Архангельск. В отличие от Мурманска, здесь более развития транспортная система, которая может обеспечить основные поставки оборудования, поскольку Мурманская железная дорога не рассчитана на требующийся объем материалов и оборудования.
«Развитие транспортной логистики на Севере России и инвестирование в морские проекты пока еще сдерживается устаревшими стереотипами об отсутствии в Арктике нормальных условий для морских грузоперевозок. Одним из ложных представлений является мнение о том, что для этого не подходит Белое море, которое замерзает зимой. Однако этот стереотип не выдерживает критики, ведь понятие «замерзающий» порт не актуально при наличии ледокольного флота. Специалисты знают, что ледовая обстановка в Белом море ничуть не хуже, чем в Финском заливе который переполнен судами и задыхается от беспрерывного морского транспортного потока. Транспортные пробки на железных дорогах и в портах становятся уже привычным явлением не только в Питере, но и в Мурманске. А «транспортный перегрев» Архангельску еще долго не грозит. Еще более широкие перспективы открывает дальнейшее развитие портовой инфраструктуры и строительстве глубоководного Мудьюгского терминала. А что касается конкуренции, то рамках единого логистического пространства порты Архангельск и Мурманск – это не соперники, а партнеры, составные элементы единой транспортной системы Северного Морского пути».
Кроме того, например, проект строительства трубопроводов потребует усилий множества субподрядчиков. В частности нужен завод по производству труб – и он уже работает в Архангельске. Понадобятся услуги по хранению труб, по их погрузке, перевозке, нужны суда для укладки труб под водой, расходные материалы для строительства трубопровода и для работы месторождений. Это топливо, вода, газ и другие расходные материалы для сварки, материалы для покрытия, бетон, анкеры. Появится потребность в специализированном флоте: анкерные суда, буксиры, суда поддержки, геодезические суда, плавучие баржи - все они, и не только перечисленные, будут работать в рамках освоения шельфа.
«Оборонные предприятия Северодвинска имеют опыт строительства морской ледостойкой платформы для месторождения «Приразломное». Несомненно, промышленный потенциал, и уникальные технологии Центра атомного судостроения должны быть задействованы в программах импортозамещения оборудования для освоения арктического шельфа», – сказал Виктор Павленко.
Северодвинск Архангельской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.