В конце сентября 2016 года в Ресурсном центре по развитию исламского и исламоведческого образования ИМОИиВ КФУ состоялся круглый стол «Опыт реализации магистерских и докторских программ в системе религиозного образования. Форма и содержание магистерских программ Булгарской исламской академии».
Круглый стол был запланирован в целях обсуждения приемлемых форм и содержания магистерских программ для применения их в учебном процессе в рамках Булгарской исламской академии.
Работу Круглого стола начал заместитель директора Института международных отношений, истории и востоковедения Рамиль Фахрутдинов. Он обратился к участникам с приветственной речью.
Модератором Круглого стола - ректором Российского исламского института Рафиком Мухаметшиным - в самом начале разговора были поставлены главные вопросы для обсуждения, идея которых заключалась в следующем: Кого должна готовить Булгарская исламская академия? Каким требованиям должны соответствовать выпускники академии? Какими компетенциями они должны в итоге обладать? На какие направлениях необходимо делать упор: на вероучении, или исламском праве, или арабском языке или исламской экономике?
Было дано четкое пояснение, что речь идет не о теологическом образовании, а об исламском, т.е. должно быть четкое различение, что это не одно и то же, и что Булгарская исламская академия задумана как высшее звено трёхступенчатой системы отечественного исламского образования.
Главный научный сотрудник Института востоковедения им.Р.Б.Сулейменова Министерства образования и науки Республики Казахстан, доктор исторических наук Заур Джелилов рассказал об опыте Казахстана в выстраивании системы исламского, теологического и исламоведческого образования и видении казахстанских коллег путей решения проблем в этой сфере.
Директор Института государственно-конфессиональных отношений Пятигорского государственного университета Ибрагим Ибрагимов изложил свое видение взаимодействия религиозных и государственных образовательных организаций по вопросам подготовки теологов и поделился опытом формирования теологического образования в Пятигорском государственном университете, рассказав о содержании программ магистратуры по направлению подготовки «Теология».
Директор Центра дистанционного обучения Российского исламского института Ильшат Назипов предоставил информацию о реализуемой в Российском исламском институте дистанционной форме обучения и перспективах внедрения электронного университета в системе религиозного образования и создание электронных образовательных ресурсов поддержки заочного религиозного образования.
В работе Круглого стола принимали участие заведующие трех кафедр Российского исламского института. Так, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Казанского исламского университета Дамир Шагавиев, выпускник Международного исламского университета Малайзии, рассказал о структуре и порядке реализации магистерских и докторских программ по богословию в малазийском исламском университете и представил Предложения по направлениям магистерских работ Булгарской исламской академии.
Заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Российского исламского института Татьяна Седанкина представила презентацию, дающую ретроспективу развития теологического образования в России, и поделилась свои видением места теологии в системе наук. Заведующий кафедрой татарского языка и национальной культуры Российского исламского института Рафиля Гимазова отметила роль татарского языка в системе религиозного образования в Республике Татарстан.
Вопрос использования татарского языка в образовательном процессе Булгарской исламской академии вызвал дискуссию среди участников Круглого стола, так как Исламская академия позиционируется как общероссийское учебное заведение, не ограничивающее свое влияние только татарстанской уммой.
Руководитель Научно-образовательного центра «Письменное наследие и археография» Резеда Сафиуллина-Аль Анси отметила, что в нашем светском обществе нет четкого понимания того, что теологическое и религиозное образование - это не одно и то же. Зачастую под теологическим подразумевается или исламоведческое, или религиоведческое образование.
Докладчиком были представлены несколько моделей понимания направления подготовки «Теология», которые имеют место сегодня: это и конфессиональное религиоведение, и комплекс наук, связанных с исламом (исламская психология, исламская социология, история ислама и пр.); это и сравнительная теология (в сравнении с другими идеологиями: атеизмом, христианством, буддизмом и пр.).
Также в светской академической среде существует и межконфессиональный подход к пониманию теологии. Ряд исследователей и участников образовательного процесса воспринимают теологию как богословие. Применительно к исламской теологии существует также несколько уровней понимания: Учение о Божественном (Илахият) или расширенное понимание - Усул ад-дин; спекулятивная теология – Ильм ал-калям.
В наших реалиях получило распространение более широкое понимание теологии как традиционного комплекса исламских знаний, где присутствуют разделы арабийа, гаклийа (мантыйк, фалсафа) и наклия (Акида, Фикх, Улум ал-Коран, Таджвид, Тафсир, Хадис, Усул-ал-фикх, Усул ал-Хадис, Сира и др.). В наших реалиях это реализуется в сочетании с комплексом светских дисциплин общегуманитарного, естественно-научного, общепрофессионального и иных блоков.
По мнению докладчика, учет опыта формирования теологического образования в нашей стране способствовал бы выработке правильного алгоритма выстраивания и высшего уровня богословского образования и помог бы избежать ряда ошибок в этой сфере.
В результате обсуждения было решено (с учетом опыта работы зарубежных вузов и традиций отечественного богословского наследия) определиться до начала нового года с направлениями подготовки, разработать по ним программы, прописать компетенции. В перспективе предполагается и необходимость решения вопросов с двойными дипломами, для того чтобы выпускники Булгарской исламской академии могли легализовать свое образование в условиях российских реалий и также иметь диплом государственного образца.
Были высказаны пожелания о решении вопроса назначения ректора Булгарской исламской академии, который будет решать практические задачи, касающиеся вопроса образовательных программ и направлений подготовки, а также подбора педагогических кадров.