Согласно статистике кредитных бюро, россияне стали чаще обращаться в микрофинансовые организации напрямую, минуя банки. За последние два года число таких заемщиков возросло с 40% до 52%. При этом повысился и процент одобрения займов среди этой категории клиентов – с 9 до 19%.
Кроме того, как показало исследование, сократилось число тех, кто обращается в МФО после того, как им отказали во взятии кредита в банке – с 52% до 44%. Процент одобрения в этой группе заемщиков возрос до 17%.
Эксперты МФО «Мигомденьги» отмечают, что эта тенденция связана с тем, что рынок микрокредитования давно превратился в отдельный рынок. И было бы ошибочным считать, что люди идут в микрофинансовые организации после того, как им отказали в кредите в банке.
Это же подтверждают и другие данные статистике. Так, 33% клиентов МФО, которые впервые получали микрозаймы, вообще не имеют опыта обращения в банки. При этом еще два года назад доля таких заемщиков составляла всего 16%, т.е. их было в два раза меньше. Уменьшилось и число тех клиентов МФО, которые ранее брали кредиты в банке – до 67% с 84%. Как отмечают эксперты «Мигомденьги», эти факты свидетельствуют о том, что многие заемщики предпочитают решать свои финансовые проблемы с помощью МФО, без обращения к банковским услугам.
Улучшился и средний «портрет» заемщика. Так, уменьшилось число «серийных» заемщиков (тех, кто имеет 5 и более кредитов) в 4 раза. Однако увеличилась доля тех, кто имеет кредитную нагрузку в 1 и 2 действующих займа, но успешно с ними справляется – с 26% до 43% и с 20% до 25% соответственно. Это говорит о двух факторах:
• повысилась финансовая грамотность населения, люди стали более объективно подходить к взятию кредитов;
• МФО улучшили алгоритм отбора потенциальных неплательщиков и стали учитывать такой фактор, как действующая кредитная нагрузка.
Сократилась доля и тех заемщиков, которые не могут отдать долг вовремя. Всё это свидетельствует о положительных сдвигах на рынках микрокредитования.
Эксперты МФО «Мигомденьги» объясняют популярность выдачи быстрых займов следующими факторами:
• доступность – кредит можно получить через сайт, мобильное приложение, в офисе или даже по телефонному звонку;
• МФО готовы ссуживать деньги клиентам с не очень хорошей кредитной историей;
• развитие партнерских программ МФО, которые позволяют заработать клиентам на рекомендациях родственникам и друзьям;
• улучшение кредитных условий, снижение ставок микрокредитным организациями;
• снижение активности банков, постановка дополнительных препонов на пути получения кредита.
Таким образом, рынок МФО окончательно выделился в отдельную отрасль, у него появились свои постоянные потребители.