Структура предложения объектов стрит-ритейла в Москве и Петербурге с точки зрения локации сегодня корректируется в противоположных направлениях. Так, по прогнозам группы компаний E3 Group до 2020 года объем предложения объектов стрит-ритейла в центральной части Москвы вырастет на 20-25%, а в Петербурге порядка 80% предложения будет появляться в спальных районах и на периферии города.
Объем предложения объектов стрит-ритейла в центральной части столицы ежегодно повышается примерно на 5%. В первую очередь, этому способствуют различные законодательные инициативы правительства Москвы, направленные на повышение привлекательности города. В частности, речь идет о создании пешеходных улиц, реконструкции фасадов и дорог на центральных улицах города, реконструкции набережных Москвы-реки, облагораживании рекреационных зон. Так, в 1 полугодии 2016 года на реконструкцию было закрыто 50 улиц в центре города и стартовали работы по облагораживанию 40 общественных пространств в рамках проекта реконструкции набережных Москвы-реки. Все эти меры, по прогнозам аналитиков E3 Group, благоприятно отразятся на рынке стрит-ритейла Москвы и способствуют увеличению объема ликвидного предложения в центре города на 20-25% за 5 лет.
В Петербурге наблюдается противоположная ситуация. Объем предложения коммерческих помещений в центре города практически не растет. Единичные объекты появляются на первых этажах новых бизнес-центров, некоторых жилых комплексов, а также за счет перевода жилого фонда в нежилой. В результате, по данным E3 Group в последние 5 лет порядка 80% нового предложения в сегменте стрит-ритейла в Петербурге появлялось в рамках реализации новых жилых комплексов в спальных и периферийных районах города. При этом все большую долю (на сегодня порядка 40%) занимают встроенные коммерческие помещения в крупных проектах комплексного освоения территорий, располагающихся в районе КАД. Актуальность размещения здесь объектов стрит-ритейла особенно высока, поскольку вблизи таких новостроек, как правило, практически отсутствует какая-либо инфраструктура.
«Рынки стрит-ритейла Москвы и Петербурга развиваются сегодня по-разному. В Москве стрит-ритейл является, условно говоря, частью образа столицы, как города, живущего в формате lifestyle, дополняя атмосферу стиля и непринужденности в центре города, тогда как в Петербурге сегодня основная задача стрит-ритейла – обслуживание потребностей жителей новых крупных жилых массивов», - резюмирует Роман Шиман, руководитель департамента коммерческой недвижимости группы компаний E3 Group.