Во время очередного визита в Архангельск известный российский архитектор Михаил Мамошин рассказал об архитектурной ситуации в России и градостроительном развитии столицы Поморья.
Напомним, что уроженец Онеги, член правления Союза архитекторов России, академик архитектуры Михаил Мамошин регулярно приезжает в Архангельск, инспектируя ход реализации своего авторского проекта комплексной застройки набережной Северной Двины на участке от ул. Поморской до ул. Иоанна Кронштадтского, который осуществляет холдинг «Аквилон-Инвест».
- Михаил Александрович, вы спроектировали более 50 объектов в Санкт-Петербурге, других городах страны, постоянно общаетесь с коллегами по профессиональному сообществу на федеральном уровне. Как бы вы охарактеризовали современную архитектурную ситуацию в нашей стране?
- Мне кажется, что сегодня уже закончился период поисков, «перезагрузки», и сейчас мы уверено вошли в новое время, освоив за последнюю четверть века технологический аспект современной архитектуры, типологический и философский ее аспекты. На сегодняшний день российская архитектурная школа является полноценной европейской школой. Процесс вынужденной 70-летней изоляции остался в прошлом.
- Востребована ли сейчас архитектура именно как искусство, или она выполняет в основном утилитарные задачи?
- Архитектура была и остается в лоне художественной культуры. Это явление очень комплексное, поскольку настоящий архитектор – это человек, владеющий максимальным количеством компонентов профессии: это и художественная и техническая, и технологическая составляющие, и конечно градостроительный аспект. Поэтому архитектура свою суть не меняет. Есть, конечно, более или менее удачные художественные решения конкретных объектов. Но это было всегда. Художественный момент – сложное явление, и связано это с изменением системы эстетических ценностей: от иррационального к рациональному; с соотношением приоритетов духовного и материального, исторического и современного.
- Как вы оцениваете градостроительную и архитектурную ситуацию в Архангельске?
- Я считаю, что в целом Архангельск – неиспорченный город. Сегодня в России много региональных центров, где было желание сделать что-то особенное, удивительное, и были для этого средства. В итоге появилось много разных архитектурно неоправданных и ненужных объектов, особенно это касается вертикальной застройки. Слава Богу, в Архангельске этого нет, и город не утратил свою ментальность, представляя эволюцию от финно-угорского поселения, превратившегося сквозь призму византийской традиции в русский город, а затем в город нового времени – европейский портовый, торговый и промышленный, потом советский город. Эволюция была достаточно плавной и Архангельск – один из немногих цельных городов, который достойно прошел через все эти эпохи. Хотя и не без серьезных потерь…
- Сейчас идет активная дискуссия на тему строительства на Соловках. Ваше отношение к спорам вокруг новых объектов на архипелаге?
- Как член Всемирной организации по охране культурного наследия могу высказать официальную точку зрения. Она такова: на территории Соловков должно появляться как можно меньше новых объектов. Там необходимо сохранять и восстанавливать исторический природно-архитектурный ландшафтный комплекс. Это уникальный симбиоз нужно беречь и ни в коем случае не преображать новой архитектурой. У нас не так много таких мест, а Соловки для Поморского края – очень важная тоска культурной опоры и мы должны сохранить ее в первозданном виде. Конечно, необходимы объекты, выполняющие функции современной инфраструктуры, но не за счет дополнительной геометрии. Все необходимо делать максимально аккуратно, именно из этого должно исходить градостроительное планирование на Соловках.
- Новая застройка набережной Северной Двины под условным названием «От «Альфы» до «Омеги»» также вызвала дискуссию. Проекты такого масштаба сейчас реализуются в городах сопоставимых с Архангельском?
- Архангельск – удивительный и нелинейный город. Вообще городов в дельте реки, впадающей в море не так много. Это Петербург, который я хорошо знаю, Гавр во Франции, Нью-Йорк в США. Архангельск нельзя сопоставлять, например, с городами на Волге, которые не начинаются и не кончаются, а мы их просто проезжаем. У Архангельска уникальная геолокация, город сам по себе самодостаточный. Здесь другая природа и другой антропогенный исторический ландшафт. На Волге его составляли баржи, а у нас – лес мачт. И если сравнивать, то скорее важным компонентом будет скандинавская составляющая, связь с североевропейской культурной традицией. Это если хотите бренд Архангельска.
- Но, тем не менее, набережные застраиваются в других городах?
- Конечно. Но в России проект, реализуемый в Архангельске, причем за счет средств инвесторов – явление уникальное. Если брать сопоставимые проекты, то можно привести примеры из Европы: Хафен-сити в Гамбурге на набережной Эльбы, набережная Рейна с кранами в Кельне, набережные Лондона. Есть аналогичные проекты в городах Швеции и Финляндии. Выход на воду – один из самых сильных приемов в североевропейской архитектуры.
- Как у вас родился замысел этого проекта? Чем лично для вас он уникален?
- Я с детства очень хорошо помню это место: городской рынок, запах свежей и соленой рыбы, Интерклуб, кинотеатр «Север», магазин «Соловецкий», Макаровские бани, переправа в аэропорт на Кего - здесь просто кипела жизнь. Сюда люди приходили просто погулять, водили детей – такой архангельский променад. Это было одно из самых динамичных мест в Архангельске, в нем концентрировалась энергия города. Убрали рынок, рыбная торговля перешла в другой формат, закрылся аэродром на Кего, что резко сократило перевозки по реке, и место оказалось заброшенным, жизнь на нем замерла. И для меня главным ментальным посылом было вернуть энергию жизни, импульс движения в исторический деловой центр Архангельска. Что касается объемно-художественных вещей, то я ориентировался на ландшафт леса корабельных мачт, который нашел отражение в облике зданий, в геометрии и формах их архитектуры. И если посмотреть на исторические фото Архангельска, то мы увидим между доминантами: Михайло-Архангельским и Троицким соборами – возвышение между улицами Поморской и Шенкурской (теперь Иоанна Кронштадтского) – самое высокое место, формируемое корабельными причалами. И память места – очень важная вещь.
- Рассматривается ли новая набережная в этом контексте не только как деловой центр, но и как общедоступная зона отдыха для всех горожан?
- Это пространство имеет как интровертное, так и экстравертное качество. Его внутренне наполнение – жилые дома «Омега-Хаус» и ALFHA, квартиры, сопутствующая насыщенная инфраструктура, и многофункциональный общественно-деловой комплекс DELТA. Кстати он очень долго прорисовывался. В итоге получилась тринакрия, но не сицилийская, а как я говорю поморская: в плане солярный трехлопосной знак с атриумом посередине. Это будет первый такой масштабный атриум в Архангельске, доступный для горожан: там можно будет выпить чашечку кофе, назначить встречу в непогоду. При этом DELТA станет очагом деловой жизни. Впервые в Архангельск придет мировая гостиничная сеть Novotel, и сама структура центра ориентирована на его многообразное использование. Такого пока нет во многих городах. Проект ориентирован на актуальную философию градостроительства, в основе которой, полифункциональность. Беда нашего времени – монофункция многих архитектурных объектов. Вот стоит Дворец пионеров, замечательное здание, но оно монофункционально. Стоит театр, но его деятельность замкнута внутри. А сегодня востребован круговорот жизни, постоянное использование архитектурного пространства. И делается это для всех горожан и самое главное, что в составе комплекса задумана пешеходная набережная вдоль Северной Двины. Впервые Архангельск получит непрерывную променаду - от моста до моста. Это очень важно – ведь Северная Двина – это главная улица Архангельска. Слава Богу, что в свое время Вадиму Михайловичу Кибиреву удалось в свое время сделать набережную, которая стала брендом города, самым большим публичным пространством.
- Насколько на ваш взгляд ансамбль гармонично вписывается в облик Архангельска?
- Я специально прорабатывал вопросы включения проекта застройки в существующий облик города. Каждый этап градостроительной истории Архангельска имеет свой язык. И то, что мы видим сегодня – это некий симбиоз сложившейся современности и традиционной поморской ментальности. Так я это себе представлял и такие задачи ставил.
- Ваше отношение к сохранению исторической застройки Архангельска?
- Мне кажется застройка застройке рознь. Сегодня можно с большой уверенностью утверждать, что единичные деревянные памятники утратили свой градостроительный контекст. Это своеобразные осколки прежней жизни города. К ним нужно подходить с коллекционных позиций. Настало время для принятия решения об их судьбе, так же как было принято решение о создании музея деревянного зодчества в Малых Корелах. Была очень серьезна дискуссия, оппоненты говорили, что памятники могут существовать только в аутентичном ландшафте. Но жизнь имеет свои законы, есть энтропия: умирает дерево, умирают населенные пункты. И то, что удалось сохранить, перевезя в Малые Корелы, мы можем оценить только сейчас. И этим путем можно пойти сейчас в Архангельске: оставшиеся жемчужины деревянного зодчества сконцентрировать в одном месте. Это может быть вариант по типу улицы Чумбарова-Лучинского, это может быть квартал в Соломбале. А высвобождающиеся пространства использовать для нового строительства. При этом я сторонник сохранения квартального принципа застройки. Не надо экспериментировать с планировочной структурой, ее можно насытить современными архитектурными идеями.
- Возвращаясь к проекту набережной. Как вы относитесь к идее насыщения рекреационной зоны малыми архитектурными формами?
- Как мы уже сказали – набережная это главное открытое общественное пространство Архангельска. И как таковое оно нуждается в насыщении. Дискуссии об этом идут во всем мире. Сам Господь Бог создал это место и его нужно использовать. Это могут быть самые разные вещи: это и велосипедные дорожки и городская скульптура, и сохраненные технические артефакты: например, есть идея установить здесь лесовоз или даже портовый кран.
- Появление новой набережной в Архангельске означает, что Архангельск не такой уж и провинциальный город?
- Архангельск никогда не был провинциальным городом! Термин «самодостаточный» к нему наиболее подходит. Таким он был всегда. Мы уже говорили о его уникальной геолокации – в силу этого Архангельск будет жить всегда, эволюционируя и меняя свой облик. Он создавался для торговли, вряд ли кому-то в конце 16 века приходило в голову, что здесь будет центр лесопиления, или, что в Двине станет мало рыбы. Или что будут открыты алмазы. Если мы посмотрим на Архангельск из космоса, то увидим, что это не рядовой город не только в России. Это южная точка Арктики, это особая ментальность, особая судьба если хотите.
- Ваши проекты в Архангельске задают его облик как современного города?
- Понятие «Современность» трактуется по-разному. Это и текущая реальность, повседневность, и «Модерн» как эпоха. Я думаю, что так архитектура, которая воплощается на набережной, она адекватна 21 веку, всем мировым типологическим требованиям и градостроительным концептам. И это, безусловно, хорошо.
Строительно-инвестиционный холдинг «Аквилон-Инвест» - одна из ведущих девелоперских компаний, предоставляющих полный спектр услуг на рынке недвижимости - создана в Архангельске 13 октября 2003 года. Входит в ТОП-200 крупнейших застройщиков жилья РФ, является обладателем Золотого знака «Надежный застройщик России 2015».
В активе холдинга около 50 построенных объектов различного назначения общей площадью более 250 тысяч кв. м: современных жилых комплексов с подземными паркингами, многофункциональных торгово-развлекательных центров и офисных зданий. Все здания были введены в эксплуатацию без замечаний со стороны органов государственного строительного надзора и точно в срок. Конечным продуктом, предлагаемым фирмой на рынке, являются квартиры и объекты коммерческой недвижимости. Партнерами «Аквилон-Инвест» являются ведущие финансово-кредитные учреждения - Сбербанк и ВТБ24, которые предлагают клиентам холдинга специальные условия на кредитные продукты.