В ходе дискуссий с турецкими коллегами Москва поставила вопрос об остановке потока оружия и боевиков на сирийскую территорию
В ходе работы совместной российско-турецкой комиссии, участие в которой принимают представители дипломатических и оборонных ведомств, а также спецслужб, Москва в первую очередь поставила перед партнерами вопрос о перекрытии сирийско-турецкой границы. Об этом «Известиям» рассказал заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Виктор Водолацкий.
— Данная встреча является продолжением диалога между президентом России Владимиром Путиным и его турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом. Тогда среди прочего обсуждались шаги по налаживанию мирной жизни в Сирии, поэтому мы, естественно, подняли вопрос о перекрытии сирийско-турецкой границы, чтобы остановить поток террористов и оружия. Таким образом боевики должны лишиться любых видов подпитки извне. Данный вопрос представляется важным еще и потому, что он имеет прямое отношение к обеспечению российской национальной безопасности. Со своей стороны мы можем предоставлять турецкой стороне спутниковые снимки мест, через которые проходит трафик оружия и боевиков, — подчеркнул депутат.
По информации «Известий», турецкая сторона уже рассматривает подобную возможность, а с учетом нормализации российско-турецких отношений и определенных договоренностей, достигнутых между Владимиром Путиным и Реджепом Эрдоганом, ответ Анкары, скорее всего, будет положительным.
Как отметил в этой связи член комитета Совета Федерации по международным делам Игорь Морозов, отношения Турции с Европой и США сейчас оставляют желать лучшего, поэтому Анкара будет ориентироваться на Россию. Это дает шанс достичь компромисса по спорным моментам, причем на условиях, которые будет диктовать Москва.
— У турецких переговорщиков — как дипломатов, так и военных — практически нет поля для маневра. Вместе с тем и сами они, судя по всему, настроены на преодоление спорных вопросов. А потому наше условие о перекрытии границы с Сирией они вынуждены будут выполнить, — сказал «Известиям» сенатор.
Делегация представителей вооруженных сил, МИД и разведывательной службы Турции провела в Москве 11 августа первое заседание с российскими коллегами для обсуждения сирийского кризиса. Об этой встрече сообщил днем ранее официальный представитель президента Турции Ибрагим Калын.
— Накануне после переговоров наши президенты распорядились безотлагательно возобновить работу трехстороннего механизма по обсуждению вопросов Сирии, в который войдут комиссии от разведки, армии и МИДов, — сообщил Калын.
По его словам, на встречах будут обсуждаться вопросы военного взаимодействия между двумя странами с целью не допустить повторения инцидента, произошедшего 24 ноября 2015 года, когда был сбит российский самолет Су-24. Впрочем, это официальная формулировка — круг затрагиваемых вопросов куда шире.
Между тем Калын коснулся и судьбы сирийского президента Башара Асада. Он отметил, что пока рано говорить о возможности политического перехода власти при нынешнем режиме. При этом, по его словам, Анкара не изменила своей позиции и по-прежнему считает, что Асад должен уйти.
Как отметил в беседе с «Известиями» востоковед и бывший дипломат Вячеслав Матузов, по сути, представители турецкого руководства могут заявлять о нелегитимности сирийского лидера на постоянной основе, создавая тем самым информационный фон, приятный для ушей западных политиков. Москва закроет на это глаза, если Анкара при этом действительно перекроет границу с Сирией.
— Мне трудно представить, что будут реализованы согласованные ранее различные экономические проекты между Россией и Турцией, когда с территории последней в Сирию просачиваются тысячи боевиков, едущих сражаться против сирийской армии, которую поддерживают российские ВКС. Это несовместимые вещи. Без компромисса со стороны Эрдогана выхода из сложившейся ситуации быть не может. Вместе с тем, исходя из общей практики, проведение переговоров на высшем уровне, сопровождающееся декларациями о продвижении в экономической и финансовой сферах, возможно лишь при снятии главного противоречия. А оно касается турецко-сирийской границы. Видимо, какие-то договоренности достигнуты, но ни та, ни другая сторона пока не может говорить о них открыто, — заключает Вячеслав Матузов.
В Санкт-Петербурге 9 августа состоялась первая после серьезного охлаждения отношений и их последующей нормализации встреча президентов Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана. На ней, в частности, обсуждался и сирийский кризис. Турецкий лидер до переговоров заявил, что Анкара намерена предпринять совместные с Москвой шаги в борьбе с терроризмом.