Новый законопроект "Про временно оккупированную территорию Украины" (3593-д) способен не просто остановить возможность деэскалации конфликта на востоке Украины, а и вообще похоронить Минские соглашения, ратифицированные резолюцией Совета безопасности ООН. К такому выводу пришли эксперты общественной инициативы "Восстановление Донбасса", проанализировав нормы вышеупомянутого законопроекта.
Согласно документу, кроме Автономной республики Крым и города Севастополя к "оккупированным территориям" предложено отнести и некоторые районы и административно-территориальные единицы Донецкой и Луганской областей. Перечень таких территорий поручено определить Кабмину по представлению СБУ.
Статья 5 законопроекта освобождает государство Украина от ответственности за защиту жизни, здоровья людей, обязанностей социального и пенсионного обеспечения лиц, проживающих на оккупированной территории. Эти полномочия возлагаются на Российскую Федерацию. Статья 15 законопроекта запрещает обеспечение топливно-энергетическими ресурсами и централизованным водоснабжением оккупированную территорию.
Как отмечают юристы инициативы, законопроект грубо нарушает ряд статей Конституции Украины. Так, статья 3 Конституции говорит, что Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются Украиной наивысшей социальной ценностью, утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства. Статья 22 Конституции не допускает сужения существующих прав и свобод при принятии новых законов, статья 46 обеспечивает право на социальную защиту, выплату пенсий, социальных и других выплат.
Но главное, что нормы законопроекта идут в разрез с Минскими соглашениям, а именно противоречат пункту 8 Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, принятого 12 февраля 2015 года и которые поддержаны резолюцией 2202(2015), принятой Советом Безопасности ООН на 7384-м заседании 17 февраля 2015 года.
Как отметила руководитель инициативы "Восстановление Донбасса" Елена Петряева: "Мы уже давно привыкли, что для наших руководителей и народных избранников не существует Законов, Кодексов и даже Конституции Украины. Но в данном законопроекте они пошли еще дальше. Они решили перечеркнуть документ, который во всем мире признан единственным способным хоть как-то остановить конфликт на Донбассе. Конфликт, который уже унес жизни десятков тысяч украинцев. Минские соглашения приняты странами ЕС и США как единственно возможный комплекс мер по снижению эскалации. Что же делают наши депутаты? Мало того, что считают мнение европейцев и американцев ничтожным, так они даже входят в противоречие с политикой нашего правительства, которое, в последнее время, анонсировало ряд позитивных изменений в отношениях с неконтролируемыми территориями".
Кроме того, она отметила абсолютную некомпетентность авторов законопроекта в реалиях жизни на Донбассе. Нашим законодателями, наверное, невдомек, что основная водная артерия в Донецкой области протекает как по контролируемой так и неконтролируемой территориях.
Кроме Конституции и законов Украины нормы законопроекта также противоречат и ряду международных актов: Конвенции о защите гражданского населения во время войны и Конвенции о правах детей. Кроме того, законопроект не предоставляет жителям "временно оккупированных" территорий Украины возможность выехать на подконтрольную территорию, не решает вопросы проживания граждан Украины, а особенно детей.
По словам Елены Петряевой: "Конституция говорит, что ограничение прав и свобод человека и гражданина, разрешается только в условиях военного и чрезвычайного положения. А разве у нас официально война? Этот законопроект противоречит не только нормам Конституции Украины, но и нормам международного права. Поэтому призываю авторов законопроекта отозвать его, а всех депутатов Верховной Рады не включать его в повестку дня для дальнейшего рассмотрения".
Напомним, что по данным Минсоцполитики, по состоянию на 25 июля 2016 года взято на учет 1,8 млн. переселенцев из Крыма и Донбасса.
Также напомним, что по сегодняшний день не принято ни одной государственной программы, ни одного законодательного или нормативно-правового акта, решающего жилищную проблему внутренне перемещенных лиц.