28.07.2016 00:47
Новости.
Просмотров всего: 5269; сегодня: 1.

Психологи КФУ рассказали, куда заводит "охота" за покемонами

C недавнего времени всю страну, да и мир в целом, захлестнула волна интереса к интерактивной игре «Pokemon Go». На фоне ее гиперпопулярности все больше людей задаются вопросом, насколько опасно погружение в «дополненную» покемонами реальность?

Прежде чем пытаться ответить на этот вопрос, важно понять, что делает «Pokemon Go» таким успешным проектом, не оставляющим равнодушными игроков во всем мире. Всё дело в том, что игровой процесс в этом приложении напрямую связан с окружающей игрока действительностью. Ему приходится перемещаться по настоящим улицам настоящих городов в реальном времени и взаимодействовать с реальными объектами. Виртуальная картинка, по задумке разработчиков, накладывается на реальный ландшафт: «дополненное» изображение пространства передаётся через спутник на мобильное устройство игрока.

Все вместе это создает ситуацию, когда, при определенной степени допущения, в восприятии пользователя «стираются» границы между реальным и виртуальным, а происходящее на экране смартфона полностью захватывает внимание игрока. Нередко это приводит к курьезным, а то и опасным ситуациям: заигравшиеся в «Pokemon Go» то случайно переходят государственные границы, а то и становятся жертвами насильников и грабителей. Как следствие, за «бумом» популярности последовал вал критики к игре – уже в нескольких странах мира появились громкие петиции с жалобами и требованиями немедленно ее запретить.

Но насколько большую угрозу действительно несет в себе погружение в мир «карманных монстров»?

Психологи Института психологии и образования КФУ объясняют, что однозначно клеймить это явление «плохим» или «хорошим» невозможно. При оценке необходимо учитывать и рассматривать множество различных факторов как социального, так и психологического характера.

Во-первых, стоит рассматривать «Pokemon Go» в рамках целого феномена виртуальных – условно, с учетом многообразия существующих сегодня гаджетов, назовем их компьютерными – игр, среди которых зачастую попадаются гораздо более «рисковые». Например, «шутеры» и «файтинги» - то есть виртуальные «стрелялки» и схватки «врукопашную» - гораздо сильнее повышают уровень агрессии. Игровая структура почти всегда содержит элемент азарта, но лидерами по этому риск-фактору по-прежнему остаются традиционные азартные игры – точнее, их цифровые симуляторы. Однако в том, что касается феномена так называемой «игромании 21 века», официально признанной болезнью в нескольких странах мира, – то есть критической вовлеченности в игру и виртуальные миры вообще – то наиболее «располагающими» к этому, действительно, по статистике являются игры с интерактивными элементами, например, онлайн-игры.

Во-вторых, множество самых, что ни на есть, реальных игр имеют активный сценарий (битвы, «захват заложников», «заброшенные города», квесты в экстремальных условиях и т.д.), и, если рассматривать их с точки зрения риска для жизни, достаточно небезопасны. Тот же конструктор «Lego» в неумелых руках может привести к очень плачевным результатам – крайности существуют в любом виде деятельности. Даже самые безобидные и гуманные идеи при некоторых условиях могут трансформироваться в нечто страшное и противоестественное. Но это не говорит о том, что каждое такое явление необходимо сразу же запрещать без выявления степеней опасности и факторов, способных вызывать эту опасность – иначе пришлось бы запретить все.

Таким образом, и об опасениях относительно ухода от реальности в воображаемый мир выдуманных персонажей с полным погружением и опасностью «невозвращения» нужно говорить с учетом проявления «крайностей» в поведении человека. Большая часть людей так называемых геймеров в действительности социально адаптированы и в полной мере осознают свои социальные права и обязанности.

Уход от реальности в каждом отдельном случае будет зависеть от многих факторов - от состава семьи, уровня интеллектуального развития, социального окружения, внутренней или внешней мотивации, до уровня развития волевой сферы, активной или пассивной жизненной позиции, состояния самооценки и самоотношения, интроверсии или же экстраверсии, и многих других психологических и социальных параметров функционирования личности. Однако, даже располагая всеми этими данными, нельзя наверняка предсказать, повлияет ли игра на данного пользователя. Точно также, скорее всего, не определить и чёткие критерии, по которым можно будет с уверенностью сказать, что та или иная игра однозначно опасна для всех или хотя бы многих, и дать рекомендации к ее немедленному запрету.

Чтобы изучить феномен «Pokemon Go» с разных сторон, мы обратились также к активным пользователям этого приложения с теми же вопросами – насколько, по их мнению, опасна игра и чем она, тем не менее, привлекает столько людей по всему миру?

Переводчица, путешественница и активный геймер Маргарита Делёва считает, что главные плюсы «Pokemon Go» заключаются в интерактивности, возможности действовать в реальных условиях, общаться с другими игроками и заводить новых друзей по интересам. При этом она согласна с мнением психологов: однозначно судить о полезности или опасности игры нельзя.

«Безусловно, дорабатывать игру ещё надо – основные недочёты выясняются только в процессе игры. Возможно, поэтому критические замечания игроков так важны для самих разработчиков приложения. О безопасности игры сказать могу следующее – поскольку, разработка игры предполагает её предварительное тестирование на экспериментальной группе, то опасные моменты обычно «ловятся» в самом начале и устраняются при доработке. Есть ещё пара-тройка игр подобного типа – с той же активностью в реальных пространствах, и я не слышала, чтобы по их поводу были какие-то негативные отзывы вплоть до требований запрета игры. К тому же, в начале каждой игры выводится предупреждение о том, чтобы игрок был осторожен и помнил о том, что необходимо контролировать происходящее в реальности. И если у человека всё-таки работает инстинкт самосохранения, он будет следовать этим рекомендациям», - говорит она.

Резюмируя мнения экспертов и непосредственных пользователей, можно с уверенностью утверждать одно: сама по себе «охота» за покемонами, как и любая другая игра, не несет в себе угрозы. Однако важно, чтобы игра оставалась только игрой, чтобы виртуальные увлечения не вылились в реальные проблемы.


Ньюсмейкер: Казанский федеральный университет — 854 публикации
Поделиться:

Интересно:

Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
24.11.2024 15:48 Мероприятия
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
Обработаны фотоизображения моделей новой коллекции одежды Дизайнерского дома Misha’Le Елены Мишакковой представленные на Международном конкурсе молодых дизайнеров в Москве в ноябре 2024 года.МКММ - Международный социально значимый проект в российской fashion-индустрии, цель которого найти...
24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
24.11.2024 15:38 Новости
24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
      С просьбой рассмотреть возможность проведения молебнов и панихид в память по А. В. Суворову в преддверии празднования его дня рождения 24 ноября к главам епархий страны обратился заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора С. Ю. Рудов. Синод Русской Православной...
Денежная реформа Сокольникова
24.11.2024 12:03 Аналитика
Денежная реформа Сокольникова
Предпосылки и причины проведения денежной реформы Закончившаяся Гражданская война и сопутствующая ей политика «военного коммунизма» привели к гиперинфляции. Продолжилось обесценивание денег. В 1921 году совзнаки настолько обесценились, что практически не имели какого-либо реального значения. К...
К 295-летию со дня рождения Александра Суворова
24.11.2024 09:03 Персоны
К 295-летию со дня рождения Александра Суворова
Александр Васильевич Суворов – основоположник русской военной теории, генералиссимус, генерал-фельдмаршал Священной Римской империи, граф Рымникский (1789), князь Итальянский (1799), великий маршал войск пьемонтских, кавалер всех российских орденов своего времени, не считая семи иностранных. Гений...
Бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе МКММ
23.11.2024 12:50 Мероприятия
Бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе МКММ
21 ноября 2024 года в Москве на Большой Якиманке 26, бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе на площадке проекта МКММ - Международного Московского конкурса молодых модельеров.          Сегодня МКММ является одним из самых модных fashion мероприятий...