12 июля уникальный 60 метровый российский воздушный шар «Мортон» совершил успешный старт с аэродрома города Нортхэм в Западной Австралии. Точное время отрыва от земли – 07:33 утра по местному времени, 02:33 по Москве.
Это событие подводит итоги двухлетней работы по проектированию, изготовлению, доставке в Австралию и монтажу комбинированного аэростата «Мортон». Непосредственно запуску предшествовала напряженная работа на протяжении 24 часов по сбору оболочки и настройки всего оборудования на аэродроме. Команда начала извлекать оболочку из контейнера 11 июля в 8 утра, и спустя сутки шар «Мортон» в полном вооружении оторвался от земли.
По словам руководителя запуска англичанина Дона Камеруна, взлет прошел идеально. Ночью в оболочку было закачано порядка 10 тыс. куб. м гелия. На старте пилот Федор Конюхов слегка подогрел воздух в оболочке, и шар начал уверенно подниматься вверх со скоростью 2 м/сек. Путешественник стартовал, имея на борту максимально возможный запас топлива (газ пропан) – все 35 баллонов с газом нашли свое место в системе крепежа вокруг гондолы.
«Масштаб этого события сложно переоценить, – отмечает Олег Колченко, вице-президент ГК «Мортон», компании-организатора и инвестора проекта. – К тому, чтобы полет состоялся, приложила усилия интернациональная команда из более чем сотни уникальных специалистов из разных стран, включая Россию, Австралию, Англию, Бельгию. Нам пришлось столкнуться с большим количеством новой информации, но мы объединились и справились!»
Завершился первый этап проекта в Австралии. Шар «Мортон» находится в небе. Команда технических специалистов, отвечающих за наполнение оболочки, с чувством выполненного долга возвращается в Англию. Эстафету перенимают специалисты Центра управления полетом в г. Нортхэм. С этого момента наземная команда начинает отслеживать полет аэростата с помощью нескольких систем спутникового слежения, благодаря которым в любой момент времени можно будет получить информацию о координатах шара, высоте полета, курсе, скорости и даже температуре за бортом гондолы. Про температуру внутри гондолы сообщает сам пилот. С момента старта Фёдор Конюхов сделал три телефонных звонка в ЦУП, используя спутниковую связь Iridium, и сообщил о своем самочувствии – с 3000 метров (10 000 футов) он использует кислородную маску. В гондоле холодно: +7 градусов. Печку днем не использует, пока экономит топливо, рассчитывая использовать его только ночью, когда температура за бортом будет ниже -30 градусов. После того как шар занял максимальный эшелон полета для первого дня (рассчитывается исходя из веса конструкции на старте) - 22 000 футов (FL220), Федор проверил всю систему управления оболочкой.
Первую ночь в одиночном полете Федору Конюхов предстоит пережить на высоте 6500-7000 метров. Наземная команда старается максимально помочь пилоту, но в конечном итоге все действия необходимо будет выполнить самому путешественнику, мы лишь можем только наблюдать за полетом.