Как и двадцатый век, изменивший мир по отношению к предыдущим столетиям, так и сегодняшние годы гигантскими шагами трансформируют привычный уклад. Вполне естественно, такое положение дел затрагивает все области нашей жизни, включая даже небольшие предметы в виде дверных ручек. Поэтому мы и разбили наш обзор на ХХ век на прошлой неделе, и этот, настолько различается подход к дизайну.
Новое тысячелетие с его иным видением началось для Olivari с сотрудничества с известным итальянским дизайнером и ученым Энцо Мари. Уточенная ручка Stilo, разработанная синьором Мари, отражает его взгляд на современность сквозь призму многолетнего опыта. Элегантное решение с тонким латунным стержнем рукояти на массивном цилиндре основания, плавно скругляющимся, подобно вершине, в месте соединения. Пожалуй, это естественная трансформация обычного воротка различных механизмов, но настолько органичная, что легла в основу целой коллекции аксессуаров Stilo, включающий многочисленные ручки-скобы.
В 2008 году архитектор Стивен Холл, известный по своим проектам в Китае, придумал новую Т-образную ручку, воплощенную в жизнь компанией Olivari. Модель Beijing, сделанная для Олимпийских объектов в Пекине, отличается абсолютно равномерным сечением, без каких-либо изменений, от основания до рукояти. Такой строгий минимализм был призван быть максимально удобным, устраивающий и женщин и мужчин, съезжающихся с пяти континентов, ведь разноцветные олимпийские кольца символизируют именно единение всех народов.
В втором десятилетии нашего века в современном дизайне все чаще и чаще начало проявляться смешение совершенно разных направлений и стилей. К ярчайшему примеру такого удачного симбиоза дизайна, смело отнесем работы голландского мастера Марселя Вандерса. Его дебютный проект в 2014 году для коллектива Оливари стал воплощением совмещения прямолинейности и округлости, современного дизайна, в виде идеального вытянутого цилиндра декорированного небольшой фрезеровкой на торцах, и всем знакомого прошлого, ведь основание ручки выполнено в виде набора пухленьких колец, напоминающих детскую пирамидку, собранную с известной долей фантазии.
Объединение роскошного и современного получило новый импульс на миланской неделе моды уже в этом году, где на стенде Olivari, под лучами точечных LED прожекторов, звездой сияла модель Atena. Новая дверная ручка блистала полированным покрытием из хрома или золота, а по окружности была украшена, абсолютно революционным для дверных ручек, декорами Гильош. Если проявить воображение и отбросить весь лоск узоров Гильош Ligne, Panier и Rank, то мы увидим достаточно простую форму из цилиндра рукояти и слегка выдвинутым телескопическим основанием. Именно так и задумывался дизайн, где форма не должна отвлекать от содержания.
Таким образом, уже сейчас можно сделать вывод о развитии дизайна, как смеси хорошо знакомого, приправленной красотой, удобством и комфортом в различной пропорции, словно изысканное блюдо от известного повара. Посмотрим на следующую интерпретацию Т-образной дверной ручки в исполнении Olivari через несколько лет…
Компания Olivari (дистрибьютор в РФ - Olivari Россия) – основана в городе Боргоманеро, на севере Италии, в 1911 году. Практически с самого начала своей деятельности производство сконцентрировано в узкой специализации дверных и оконных ручек из латуни, бронзы и мельхиора, а впоследствии алюминия и нейлона. С начала 30-х годов XX века и по сей день Olivari является ведущей итальянской компанией, производящей дверную фурнитуру мирового уровня. Постоянное развитие за более чем столетнюю историю промышленного дизайна и культуры, сотрудничество с самыми престижными и всемирно известными дизайнерами и архитекторами, – все это олицетворяет Olivari в цепи непрерывной эволюции технологии и изменению передового дизайна с совокупности с применением различных материалов и цветовых решений.
Энцо Мари – Черано, Италия, 1932
До того, как стать дизайнером, Энцо Мари был художником. Работал в нескольких архитектурных компаниях исключительно для возможности обеспечить свою учебу в художественной академии Бреры. После первой персональной выставки своих работ в 1953 году в Милане, принимает решение о завершении карьеры живописца. В конце 50-х объединяется с Бруно Данези, чтобы иметь возможность представлять элементное творчество в небольших сериях. Совместная работа принесла долгожданный успех и удовлетворение, особенно стоит отметить серию посуды Putrella (1957). Среди сотен его проектов детские книжки, графические решения, кухни, аксессуары и мебель для компаний Alessi, Driade, Hermés, Zanotta, and Zani & Zani. Энцо Мари является обладателем четырех премий Золотой циркуль.
Стивен Холл – Бремертон, США, 1947
После окончания университета в Вашингтоне, в 1976 году, Холл основывает свою собственную студию, работающую по экспериментальным проектам, и в полной мере проявляет свои прогрессивные взгляды на архитектуру. Им спроектировано множество сооружений с очень внимательным отношением к естественному освещению и огромной пространственной сложностью, равно как и глубокими типологическими исследованиями. Наиболее известны его работы: музей Kiasma в Хельсинки (1992), часовня святого Игнатия в Сиэтле (1997), комплекс Linked Hybrid в Пекине (2009). С 1981 Стивен Холл преподает в Колумбийском университете, где продолжает свои исследования.
Марсель Вандерс - Бокстел, Голландия,1963
Влиятельная Нью-Йоркская Таймс нарекла дизайнера из Амстердама «Леди Гага в мире дизайна». Такая параллель не случайна. Марсель Вандерс, родившийся в Бокстеле в 1963 году, один из самых плодовитых мастеров своего дела в разработке внешнего облика товаров и интерьеров. В списке его работ значатся боее 1700 различных проектов как для частных клиентов, так и для многих компаний: Alessi, Bisazza, KLM, Flos, Swarovski, Puma и другие. Многие отмечают, что Марсель удивительный человек, настоящий уникум в мире дизайна. Его миссия заключается в том, чтобы создавать «атмосферу любви», жить страстно и претворять в жизнь самые смелые мечты. Работы Вандерса увлекают, провоцируют и всегда поражают своей изобретательностью. В их дизайне чувствуется, что это сделано человеком, а его стиль называют нью-эйджем дизайна. Во вселенной голланского дизайнера холод индустриализма замен на поэтичность, фантастичность и романтичность различных эпох, которые реализовываются в дизайн вне времени и расстояний.