Нормативно-правовые акты, принимаемые в целях увеличения налоговых поступлений в бюджет, в ряде случаев не приводят к ожидаемым результатам без оценки регулирующего воздействия (ОРВ). Широкое внедрение ОРВ позволит избежать подобной ситуации и выявить проблемные моменты до принятия правовых актов, считает руководитель рабочей группы ОНФ «Честная и эффективная экономика» в Республике Тыва, сопредседатель регионального отделения «Деловой России» Александр Брокерт.
«Например, в Кызыле, несмотря на увеличение в 2016 г. ставки арендной платы за землю под нестационарные торговые объекты в 2,5 раза, сбор арендных платежей не достиг плановых показателей. В то же время предпринимательское сообщество оказалось под большим давлением. Нередки случаи, когда процедура ОРВ проводится без публичных консультаций с экспертами, общественными организациями. Необходимо инициировать изменения в правовой базе: ввести ответственность должностных лиц за игнорирование и формальное проведение ОРВ, внести поправки в федеральное законодательство, позволяющие отменить нормативно-правовые акты, принятые без процедуры ОРВ, и разработать механизм реализации выводов, содержащихся в заключениях оценки», – отметил Брокерт.
Также он добавил, что активисты ОНФ совместно с представителями предпринимательского сообщества Республики Тыва неоднократно поднимали вопрос об эффективности проведения ОРВ на круглых столах мэрии Кызыла и регионального министерства экономики. Как сообщил Брокерт, поводом для заседаний всегда становились уже принятые правовые акты, имеющие высокую степень регулирующего воздействия и значительно повлиявшие на экономическое положение и предпринимателей, и жителей региона.
«По данным министерства экономики Республики Тыва, общее количество подготовленных заключений об оценке регулирующего воздействия за прошедший год составило 18, – подчеркнул Брокерт. – Это показывает, что доля правовых актов, которые прошли процедуру ОРВ, незначительна. В то же время полностью отсутствует механизм учета выводов, содержащихся в заключениях об оценке регулирующего воздействия, нет процедуры урегулирования разногласий, не проводится мониторинг фактического воздействия нормативных правовых актов, проекты которых проходили процедуру оценки».
На муниципальном уровне с 2016 г. процедуру ОРВ начала проводить только мэрия Кызыла, отметил он. Информация о процедуре размещается не на главной странице сайта мэрии, а технические возможности ресурса не позволяют подписаться на уведомления по ОРВ.
«Такие ограничения не позволяют заинтересованным лицам получать оперативную информацию о проводимых процедурах. К тому же у администрации города пока еще нет соглашений о взаимодействии с бизнес-ассоциациями и объединениями при проведении ОРВ. Все это значительно снижает эффективность оценки», – сказал Брокерт.
Напомним, что развитие механизма оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов предусмотрено «майским указом» президента России, лидера Общероссийского народного фронта Владимира Путина о совершенствовании государственного управления.