Как показал мониторинг, проведенный активистами регионального отделения Общероссийского народного фронта в Кировской области, 70% кировских страховых компаний в регионе продают полисы ОСАГО с нарушениями. Это один из самых высоких показателей среди всех регионов РФ. Если в среднем по Приволжскому федеральному округу нарушения допускают 25% автостраховщиков, то в Кировской области ситуация является гораздо более плачевной – пять из семи компаний, проверенных в ходе мониторинга, пытались навязать дополнительные услуги по страхованию жизни и здоровья.
Также в ходе исследования проводился опрос автовладельцев, которые жаловались на отказ страховщиков под всевозможными предлогами выдавать полис ОСАГО или учитывать положенные скидки за безаварийную езду, на многочасовые очереди. Зачастую страховщики предлагают оформить полис через Интернет, но по факту оказывается, что данный сервис не работает «по техническим причинам». А приехав в офис, автовладелец может обнаружить объявление о том, что полисы временно не выдаются по причине отсутствия специалиста.
«Информация обо всех выявленных нарушениях будет направлена в Банк России, у которого есть необходимые полномочия для применения мер воздействия к страховщикам. Кроме того, наши коллеги на федеральном уровне прилагают огромные усилия, чтобы изменить ситуацию на законодательном уровне. Активистами ОНФ в Госдуму внесен и принят в первом чтении законопроект, расширяющий перечень субъектов, которых можно привлечь к ответственности за навязывание допуслуг. Сейчас наказать можно только должностных лиц, а страховые компании и рядовых сотрудников – практически невозможно», – отметил представитель регионального штаба ОНФ Роман Титов.
Законопроектом предлагается установить ответственность для физлиц до 5 тыс. руб., для страховых компаний – до 500 тыс. руб. По мнению экспертов ОНФ, неотвратимость штрафных санкций и увеличение их размера будут способствовать наведению порядка на рынке услуг автострахования. Сейчас же страховые компании, чувствуя свою безнаказанность, снова и снова воспроизводят уже отработанные схемы: искусственные очереди, рассмотрение заявлений до 30 суток, отсутствие бланков, технические проблемы с серверами и прочее.
Однако, добавляют эксперты ОНФ, одними штрафами привести институт ОСАГО в нормальное состояние будет сложно, а потому регулятору следует подумать о комплексном решении проблемы.
Напомним, что мониторинг ОНФ проводился в 72 субъектах России. В 55 субъектах (или в 76% от всех участвовавших в исследовании) активисты обнаружили признаки нарушений прав потребителей финансовых услуг. Лидирует по доле нарушений среди участвовавших в исследовании субъектов страхового дела Южный федеральный округ (у 66% страховщиков). Меньше всего нарушений зафиксировано в Северо-Западном федеральном округе (у 11% страховщиков).