Активисты ОНФ весной 2016 года провели общероссийский мониторинг нарушений прав потребителей финансовых услуг при покупке и оформлении обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО).
Проблема, за решение которой взялись общественники из ОНФ, носит поистине всероссийский масштаб. По результатам проверки рынка автострахования в 52 регионах из 70, учувствовавших в мониторинге, фронтовиками были выявлены нарушения условий продаж полисов ОСАГО. Доля страховщиков, работающих с нарушениями, в отдельных регионах достигает почти 70%.
Из 58 проверенных субъектов страхового дела в данном регионе признаки нарушений были выявлены у 38 (66%). В Северо-Западном федеральном округе меньше всего зафиксировано нарушений. Тем не менее 49 проверенных субъектов страхового дела в СЗФО признаки нарушений были обнаружены у 11 (22%).
В Карелии «фронтовики» проверили пять кампаний. И если телефонное исследование не выявило нарушений, то опрос автовладельцев показал, что как минимум две компании работают с признаками нарушений. Основные нарушения о которых рассказывали опрошенные автовладельцы - навязывание дополнительных услуг страхования и некорректный расчет коэффициента «бонус-малус» (КБМ) – коэффициента, влияющего на стоимость полиса (повышающий или понижающий в зависимости от аварийности в предыдущие периоды).
«Активисты ОНФ в Карелии первыми, еще весной 2014 года обратили внимание общественности на проблемы с полисами ОСАГО. Тогда таксисты Костомукши столкнулись с ситуацией, когда страховые компании, как по сговору, отказались выдавать им полиса автогражданской ответственности. В результате около полусотни официально зарегистрированных таксистов «города горняков» могли лишиться работы, -– прокомментировала ситуацию член штаба ОНФ в Карелии Анна Лопаткина. - В феврале 2015 года наши активисты повторно проводили рейд и обзвон кампаний. В результате в одних компаниях сетовали на отсутствие бланков, в других – готовы были выдать полис только с «нагрузкой» в виде дополнительных страховок от укуса клеща до страхования жизни, квартиры и прочего».
«Как мы и предполагали, с осени прошлого года, когда проводился наш последний мониторинг, ситуация существенно не изменилась: «Невидимая рука рынка» ничего не отрегулировала, несмотря на двукратное прошлогоднее повышение тарифов по ОСАГО», - рассказывает руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков», депутат Госдумы Виктор Климов.
Приезжая в офис за полисом, страхователи часто сталкиваются с записью в очередь, которую добровольцы и товарищи по несчастью поддерживают по нескольку суток. Зафиксированы также случаи преимущественной продажи полисов тем, кто готов оплатить дополнительное страхование, или для тех, кто ранее был застрахован в данной компании, остальным отказывают или направляют всё в ту же очередь.
«Информацию об обнаруженных нарушениях ОНФ направит в Банк России, у которого есть необходимые административные полномочия для применения мер воздействия к страховщикам, - пояснила Анна Лопаткина. - Кроме того, значительные усилия будут сосредоточены на том, чтобы дальше менять ситуацию на законодательном уровне. Иначе, убедившись в возможности безнаказанно нарушать закон, страховщики будут снова и снова воспроизводить уже отработанные схемы: искусственные очереди, рассмотрение заявлений до 30 суток, отсутствие бланков, технические проблемы с серверами и прочее».
Вместе с тем, понятно, что одними штрафами привести институт ОСАГО в нормальное состояние, наверное, будет сложно и регулятору следует подумать о комплексном решении проблемы.