Основная часть городов России с населением более 500 тыс. человек имеет мощные ТЭЦ, но даже в Москве 30% тепловой энергии вырабатывается котельными. В городах с населением от 100 до 500 тыс. жителей большая доля тепла обеспечивается именно этими установками, а, например, в Брянске и Сыктывкаре – это единственный источник ресурса. Общее количество котельных в стране превышает 200 тыс., при этом представители отрасли неоднократно отмечали, что физический износ большинства котельных России превышает 68%.
Из-за устаревших мощностей и применения неэффективных видов топлива большинство котельных являются убыточными. Например, в перечень неэффективных котельных Челябинской области вошли 56 объектов – ежегодные убытки в совокупности превышают 160 млн руб. В Омской области в этом перечне 296 котельных. В Приморском крае нерентабельными признаны 61 угольная котельная и 18 котельных на жидком топливе, в том числе на мазуте.
Специалисты «ГУЖФ» констатируют: мазутные котельные, которых в России до сих пор остается огромное количество, сильно тормозят развитие отрасли. Избавиться же от них довольно сложно, так как переход на более экономичную систему потребует весомых вложений. А средств на модернизацию как раз не хватает, в том числе из-за тарифного регулирования. Тарифы на теплоснабжение регулируются государством в лице региональных энергетических комиссий. Так как подача тепла – социально значимая услуга, темпы роста тарифов не должны превышать установленных федеральными властями предельных индексов. Но зачастую они оказываются ниже экономически обоснованной планки.
Как отметил коммерческий директор по России и странам СНГ концерна Dalkia (управляет предприятием теплоснабжения в городе Сланцы Ленинградской области) Жан Гравелье, за 3 года работы компания инвестировала в реконструкцию систем 200 млн и накопила убыток в 120 млн. Из них 60 млн – неплатежи. Остальное – потери из-за заниженного тарифа, не покрывающего затраты на производство и транспортировку тепла.
По мнению игроков рынка, система тарифного регулирования не предполагает стимулов к модернизации. Если компания сокращает производственные затраты, то в следующем году регулятор обязан пропорционально уменьшить тариф. При таком подходе невозможно растянуть сроки возврата инвестиций в капиталоемкие проекты на несколько лет.
Без инвестиций и модернизации не удается снизить количество аварий, из-за которых население остается без тепла в разгар холодов. И жители, и власти должны понимать: экономически обоснованные тарифы – залог «здоровья» отрасли.
Сланцы Ленинградской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.