Региональные власти должны держать на контроле готовность государственных и муниципальных унитарных предприятий к переходу на контрактную систему закупок, — такое мнение высказал член томского регионального штаба Общероссийского народного фронта Константин Юденко.
Как сообщили в пресс-службе томского отделения ОНФ, координатор проекта «За честные закупки» в Томской области Константин Юденко прокомментировал внесение в Государственную думу РФ законопроекта, согласно которому закупки государственных унитарных предприятий (ГУП) и муниципальных унитарных предприятий (МУП) с 1 января 2017 года должны будут осуществляться в соответствии с законом о госзакупках (44-ФЗ). Он отметил, что проект ОНФ «ЗА честные закупки» на протяжении двух лет рекомендует органам власти распространить контрактную систему на государственные и муниципальные унитарные предприятия, либо ужесточить процедуры для заказчиков, работающих по 223-ФЗ. Эти вопросы также поднимались на форуме «Госзаказ – за честные закупки» с представителями профильных министерств и ведомств.
По словам Юденко, причин перехода на новую систему закупок несколько: слишком большая свобода для заказчика, неконкурентные закупки у единственного поставщика, субсидии, которые без торгов предоставляются из бюджетов, зачастую убыточным унитарным предприятиям. Все это создает питательную среду для высоких коррупционных рисков, особенно в сфере ЖКХ и строительства. Ожидаемые изменения должны повысить прозрачность закупок, что в целом отразится на качестве расходования и экономии бюджетных средств.
«Для Томской области данные изменения будут плюсом. Конечно, есть озабоченность руководителей крупных томских и северских ГУП и МУП, работающих в фармсекторе, и специализирующихся на поставке и продаже лекарственных средств, в том числе и для льготников. Они выразили свою обеспокоенность введением нового законопроекта, так как считают, что в результате нововведения могут увеличиться сроки закупочных процедур, возрастет документальная регламентация и ужесточатся требования к нормированию и обоснованию закупок. Все это может увеличить организационную нагрузку при обеспечении населения лекарствами. Мы считаем, что в данном случае власть должна проработать возможные сценарии действия нового законопроекта и проконтролировать готовность медицинских учреждений к его внедрению», — считает Константин Юденко.
По мнению активиста ОНФ, вместе с унитарными предприятиями из-под действия 223-ФЗ необходимо вывести и автономные учреждения, так как ими распределяются большие объемы бюджетных средств. Особенно это касается учреждений здравоохранения и образования.
Благодаря переходу на новую систему, сократятся полюбившиеся некоторым руководителям неконкурентные формы закупок — закупки у единственного поставщика, когда заказчик без торгов самостоятельно определяет поставщика товара и услуги. Сегодня часты случаи, когда руководитель учреждения без торгов, используя форму прямых закупок, выбирает конкретную фирму для поставки продуктов и организации питания в учреждения здравоохранения. При этом фирма-подрядчик может быть недавно зарегистрирована, без опыта и положительной репутации на рынке.
«В таких случаях, разумеется, возникают вопросы о том, насколько качественно проводятся работы, какова квалификация персонала, и есть ли у фирмы-подрядчика мощности, чтобы обеспечить гарантийные обязательства. Предполагаемые законодательные изменения при переходе на 44-ФЗ серьезно ограничат возможности для столь свободного и неконкурентного выбора поставщика товара или услуги и снизят предпосылки для появления коррупционных схем», – добавил Константин Юденко.