Эксперты Общероссийского народного фронта(ОНФ) просят Минэкономразвития упростить условия участия социально ориентированным НКО в торгах, снизив объемы обязательной отчетности. В ОНФ считают, что важной формой поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций является создание условий для их участия в оказании услуг населению, в том числе через систему госзаказа.
«Социально ориентированные НКО должны участвовать в госзаказе наравне с государственными и частными организациями. Тем более что глава государства поставил задачу направлять до 10% средств региональных и муниципальных бюджетов, предусмотренных на оказание социальных услуг, как раз некоммерческим организациям. Однако пока речь идет лишь о росте их субсидирования из бюджета», – отметила член Центрального штаба ОНФ Ольга Савастьянова.
Она напомнила, что вступивший в силу с 1 января 2015 года закон об основах социального обслуживания граждан в РФ открыл НКО доступ к участию в поставках социальных услуг населению за счет бюджетов. Однако механизмы обеспечения этого участия нуждаются в серьезном совершенствовании. «Пока ситуация складывается таким образом, что на бумаге НКО имеют право участвовать в торгах, но реальных возможностей для этого у них по многим причинам до сих пор нет», – сказала Ольга Савастьянова.
К примеру, многие НКО в своей ежедневной работе используют минимальный документооборот, предпочитая обходиться самыми нужными формами документов. Однако вхождение в реестр поставщиков социальных услуг означает, что к ним будут предъявляться те же самые требования по ведению текущей документации, что и к государственным и муниципальным организациям. Это неминуемо приведет к росту числа документов и форм, которые надо будет регулярно вести.
Для многих некоммерческих организаций ситуация осложняется еще и тем, что они имеют разные источники поступления средств: пожертвования от физических и юридических лиц, субсидии от органов власти регионального и федерального уровня. Каждый из них предъявляет свои требования к текущей документации и предоставляемой отчетности, что создает дополнительную нагрузку на НКО.
Возможным решением этой ситуации могло бы стать создание рекомендованного краткого списка отчетных документов по каждой услуге, которую оказывает поставщик. При формировании такого списка можно опираться на успешные истории взаимодействия НКО-поставщиков услуг и региональных органов власти. Также необходима работа по уточнению списка оказываемых услуг и внесению в него тех услуг, которые давно успешно оказывают различные НКО в регионах страны.