В 2015 году ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» отметило первую серьезную дату – 10-летие со дня образования. Юбилейный год отмечен хорошими и стабильными достижениями как по основной деятельности по сбыту электроэнергии, так и в части предоставления услуг в сфере энергосбережения и энергоэффективности.
В 2015 году доля ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» на рынке энергосбытовых услуг в Тюменском регионе составила 18% среди 22 субъектов оптового рынка.
Фактические сборы за электроэнергию за отчетный период составили 99,8% от начисленных.
Тарифы и цены
Поставка электроэнергии юридическим лицам осуществлялась по свободным ценам.
Цена покупки электроэнергии на оптовом рынке в нерегулируемом секторе составила в 2015 году 149,9 коп/кВт*ч (в 2014 году - 144,29 коп/кВт*ч). Прирост цен покупки в нерегулируемом секторе составил порядка 3,89%, что вызвано ростом цен на мощность в связи с вводом новых генерирующих мощностей ТЭС и АЭС, а также станций на возобновляемых источниках энергии.
Население рассчитывалось за потребленные энергоресурсы по регулируемым тарифам, установленным Региональной энергетической комиссией Тюменской области, ХМАО и ЯНАО. При этом величина тарифов для населения находилась на самом низком уровне среди субъектов Уральского федерального округа. В целом по стране тариф для населения на более низком уровне имели только 6 субъектов Российской Федерации: Новосибирская и Иркутская области, Чеченская и Дагестанская Республики, а также Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Зона обслуживания
Клиентская база юридических лиц в 2015 году составила более 18 000 лицевых счетов (прирост на 3,2%). Количество лицевых счетов физических лиц, обслуживаемых компанией, составило более 450 000 (прирост на 4,8%).
Прирост клиентской базы произошел за счет принятия на прямое энергосбытовое обслуживание новых потребителей в Тюмени, Пыть-Яхе, Урае, Лонгъюгане, Октябрьском, Белоярском и Уватском районах и др. Это жители трассовых поселков, а также населенных пунктов, подключенных к централизованному электроснабжению в 2015 г. Кроме того, это потребители, перешедшие на обслуживание от управляющих компаний, не исполнявших свои договорные обязательства, и собственники участков в садовых кооперативах и товариществах.
Работа с потребителями
Общество реализует мероприятия по улучшению стандартов качества энергосбытовых услуг, в том числе за счет внедрения современных и удобных сервисов, расширения сети по оплате за потребленную электрическую энергию.
В апреле 2015 года для потребителей – физических лиц стала доступна передача
показаний приборов учета посредством СМС-сообщений.
Специалистами компании разработан и внедрен сервис по оплате и передаче показаний на интернет-сайте без авторизации – сегодня им пользуются около 4% потребителей ОАО «ТЭК».
Также был обновлен корпоративный сайт компании – он стал более легким и интуитивно понятным для посетителей, получил современный дизайн и ряд интерактивных сервисов, помогающих абонентам сэкономить свое время.
В августе у потребителей появился еще один способ передачи показаний – через терминалы и банкоматы ПАО Сбербанк и АО «Газпромбанк». В декабре 2015 года компания реализовала прием оплаты через сотового оператора «МТС» (услуга «Легкий платеж»). В целом по итогам года общее количество точек приема платежей увеличилось до пяти тысяч.
«Личный кабинет клиента»
В течение года специалисты компании активно продвигали среди потребителей сервис «Личный кабинет клиента» на интернет-сайте ОАО «ТЭК». В будущем он должен стать для клиентов основной площадкой для оплаты электроэнергии, работы с лицевым счетом, подачи заявлений, получения обратной связи.
С октября по декабрь 2015 года в межрайонных отделениях и на участках ОАО «ТЭК» прошла масштабная кампания по обучению потребителей навыкам работы с «Личным кабинетом». За этот период регистрацию в сервисе осуществили почти 9 000 человек. Таким образом, доля зарегистрированных пользователей «ЛКК» выросла на 2% и достигла 16% (более 62 300 учетных записей) от общей клиентской базы физических лиц. Сегодня треть зарегистрированных пользователей «Личного кабинета» регулярно осуществляет через него передачу показаний и совершает оплату электроэнергии.
Набирает популярность и «Личный кабинет клиента» для юридических лиц – сегодня в нем зарегистрированы 4 510 потребителей (24% от клиентской базы юрлиц). Клиенты «ЛКК» могут оперативно посмотреть актуальную информацию по начислениям и объему электропотребления, получить и распечатать копию счета-фактуры, иметь доступ к информации о своих договорах и сведениям о произведенных оплатах. А с октября 2015 года индивидуальные предприниматели могут также произвести оплату счетов через «ЛКК».
Еще один перспективный сервис, который компания продвигает среди юридических лиц – электронный документооборот (ЭДО), который позволяет потребителям электроэнергии в режиме реального времени обмениваться документами, подписывать счета-фактуры, сверять и отслеживать отклонения и передавать показания приборов учета электроэнергии, а также хранить архивы документов в электронном виде на сервере оператора. В сентябре Тюменская энергосбытовая компания при поддержке СКБ «Контур» организовала для юрлиц бесплатный обучающий вебинар на тему электронного документооборота. Сегодня к системе ЭДО подключены 2 636 пользователей.
Расчетно-кассовое обслуживание
В 2015 году Тюменская энергосбытовая компания открыла новый клиентский офис (ЦОК) современного формата в поселке Белый Яр Сургутского района (аналогичные офисы действуют с 2014 года в пгт. Березово и п. Игрим Березовского района ХМАО-Югры). Офис обслуживает жителей пп. Белый Яр, Барсово и Солнечный в части расчетов за коммунальные услуги в режиме «единого окна». Потребители могут передать показания приборов учета, оплатить коммунальные услуги (электроэнергию, горячее/холодное водоснабжение, отопление, домофон, газоснабжение, вывоз ТБО, ОДН, капремонт, соцнайм жилья), получить консультацию в части начисления платы за ЖКУ, приобрести энергосберегающее оборудование.
Наиболее значительные результаты работы ЦОК в 2015 году достигнуты в плане собираемости платежей за коммунальные услуги. По итогам года уровень сборов в Березово составил 94%, в Игриме – 89%, на Белом Яру – 88%. Стоит отметить, что до начала функционирования центров уровень собираемости в этих населенных пунктах не поднимался выше 75-84%.
В течение года в части расчетно-кассового обслуживания для клиентов ЦОК реализованы такие новшества, как обновление формата платежного документа и мультимедиа-контента, транслируемого на ТВ-панелях; прием платежей через ФГУП «Почта России» и показаний приборов учета через ПАО «Сбербанк России»; оплата и передача показаний на сайте kirc.tmesk.ru без авторизации; создание раздела сервиса «Личный кабинет клиента» - «Бланки заявлений»; кампания по обучению потребителей навыкам работы с «ЛКК» и др.
Разработан проект дизайн-концепции оформления и оснащения офисного пространства центров обслуживания ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» в едином корпоративном стиле – таким образом, существующие и вновь открывающиеся офисы ЦОК получат новое оформление в соответствии с разработанной концепцией.
Обратная связь
В 2015 году через Контактный центр, интернет-приемную, электронную почту, «Личный кабинет клиента» и т.д. получено более 442 тысяч обращений потребителей. Большинство из них (420 тысяч) поданы через Контактный центр ОАО «ТЭК».
Основная причина обращений потребителей за консультациями (почти 38%) – получение разъяснений по индивидуальным начислениям (включая пеню и общедомовые нужды). 29,5% обращений касаются работы в «Личном кабинете клиента» (вход, регистрация, восстановление доступа, возможности сервиса). 12% вопросов связаны со способами и периодом оплаты электроэнергии, 10,7% - со способами передачи показаний приборов учета.
На 90% обращений предоставляется ответ в течение одного рабочего дня, на остальные обращения - в течение трех рабочих дней.
Работа с дебиторской задолженностью
Дебиторская задолженность потребителей ОАО «ТЭК» по состоянию на 31.12.2015 г. составила 1,801 млрд. рублей. В структуре дебиторской задолженности преобладают: население (571,2 млн. рублей), предприятия ЖКХ (469,5 млн. рублей), прочие потребители (434,5 млн. рублей), управляющие компании и ТСЖ (120,2 млн. рублей).
В отчетном году повысилось качество претензионно-исковой работы. В 2015 году юристами компании предъявлено 25 811 исковых заявлений в отношении должников (юридических и физических лиц), не исполняющих свои обязательства по оплате потребленной электроэнергии, на общую сумму 1,020 млрд. рублей (в 2014 году - 12 026 исков на сумму 1,15 млрд. рублей). Большинство исков (24 274) поданы в отношении физлиц. Судами было удовлетворено 14 366 исков, с потребителей-неплательщиков взыскано более 633 млн. рублей основного долга и 11,7 млн. рублей штрафных санкций.
За отчетный период введено 4 748 ограничений режима потребления электрической энергии юридическим лицам и 5 587 — физическим лицам-неплательщикам.
Неосновные виды деятельности
В 2015 году ОАО «ТЭК» провело 15 тепловизионных и энергетических обследований для муниципальных и коммерческих предприятий, компаний сферы ЖКХ, а также разрабатывало программы энергосбережения. Регионом проведения обследований преимущественно являлся ЯНАО, в меньшей степени – ХМАО-Югра и Тюменская область.
Было заключено два договора на проведение работ по модернизации систем освещения на объектах АО «Тюменьэнерго», а также договоры на создание и модернизацию 13 700 точек учета у потребителей АО «Тюменьэнерго» и организацию беспроводного доступа к коммерческим приборам учета электроэнергии с АО «Ямалкоммунэнерго».
ООО «Независимое энергосбытовое предприятие» (дочернее зависимое общество ОАО «Тюменская энергосбытовая компания») подписало первый в Сургуте и Югре энергосервисный контракт в бюджетной сфере с МАУ «Сургутская филармония». В рамках контракта проведен комплекс работ по модернизации системы внутреннего освещения, проект находится на стадии возврата инвестиций. Для ОАО «ТЭК» это второй энергосервисный договор – в 2014 году компания провела модернизацию уличного освещения на территории детского санатория «Верхний бор» (г. Тюмень).
В 2015 году компания открыла шесть новых точек розничных продаж в городах Муравленко, Губкинский, Новый Уренгой, Пыть-Ях, поселках Белый Яр и Приобье. Таким образом, общее число точек продаж достигло восьми, а в планах ОАО «ТЭК» на 2016 год – открытие еще шести таких точек на территории присутствия компании.
За год компания реализовала потребителям 2 318 приборов учета электроэнергии и почти 3 000 различных электротехнических товаров (энергосберегающих и светодиодных ламп, выключателей, предохранителей, удлинителей и т.д.). В течение года в точках продаж проведены стимулирующие акции «Сезонная распродажа», «Осенняя арифметика», «В Новый год купи светодиод».
В отчетном году ОАО «ТЭК» активно продвигало услуги по энергосбережению и учету энергоресурсов через Центр энергоэффективности. В 2015 году в центре проведено 124 открытых урока для школьников на тему «Энергосбережение и энергобезопасность», которые посетили 1 983 учащихся.
В декабре прошлого года ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» совместно с департаментом образования администрации города Сургута провело на базе Центра Всероссийский тематический урок энергосбережения для руководителей образовательных учреждений, который посетили 22 представителя школ города.
Награды и перспективы
Достижения ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» в отчетном году были отмечены:
- дипломами победителя регионального этапа Всероссийского конкурса реализованных проектов в области энергосбережения, повышения энергоэффективности и развития энергетики ENES-2015 в номинациях: «Лучший проект по модернизации уличного освещения на основе энергосервисного контракта», «Лучший проект по популяризации энергосберегающего образа жизни среди детей дошкольного и школьного возраста», «Самый информативный и посещаемый демонстрационный центр энергоэффективности»;
- дипломом за 1 место в номинации «За участие в решении социальных проблем территорий и развитие корпоративной благотворительности» и дипломом за 3 место в номинации «За развитие кадрового потенциала в организациях непроизводственной сферы» регионального этапа всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности».
- наградой за 1 место V Всероссийского конкурса «Лучшая энергосбытовая компания России» в номинации «Максимально клиентоориентированная энергосбытовая компания»;
- дипломом победителя регионального этапа Всероссийского конкурса «МедиаТЭК» в номинации «Профессиональный PR в регионе» за проект «ОДН - платим без проблем!».
В приоритетах Общества на ближайшую перспективу — дальнейшее расширение территории присутствия и сохранение лидирующих позиций среди гарантирующих поставщиков УрФО; реализация нового подхода к обслуживанию населения в части организации расчетов за коммунальные услуги путем открытия новых клиентских офисов современного формата в населенных пунктах региона; внедрение новых сервисов для удобства обслуживания каждого потребителя.
«Прошедший юбилейный год еще раз доказал, что наша компания способна с успехом решать поставленные задачи и преодолевать любые сложности, даже несмотря на кризисные явления в экономике страны, - отметила генеральный директор ОАО «Тюменская энергосбытовая компания Татьяна Бычкова. - Наступивший год тоже будет непростым – усложняется нормативно-правовая база в отрасли, усиливается ответственность гарантирующих поставщиков перед потребителями и регулирующими органами, нарастает конкуренция. Именно поэтому для нас крайне важно адаптироваться к меняющейся ситуации и придерживаться эффективной стратегии – сохранять и приумножать клиентскую базу, повышать свои конкурентные преимущества за счет внедрения новых сервисов, усиливать работу по повышению платежной дисциплины потребителей».