Вопросу, как эффективно противостоять росту смертей на дорогах, посвящено немало проектов общественных обсуждений и инициатив. Общероссийский народный фронт (ОНФ) предложил проект «Карта жизни» центра «Народная экспертиза», который направлен на решение данной проблемы. В регионах идет сбор информации о зонах повышенной концентрации дорожно-транспортных происшествий (ДТП), чтобы на ее основе проводить анализ аварийных участков с целью подготовки предложений по повышению безопасности дорожного движения. О том, как эта работа по решению задачи сокращения количества ДТП со смертельным исходом налаживается в Республике Дагестан, рассказал координатор проекта «Карта жизни» Алисултан Магомедов.
- Как продвигается Всероссийский проект "Карта жизни" в Дагестане. С какими трудностями вы сталкиваетесь при проведении мониторинга состояния автодорог?
- Отвечая на ваш вопрос, в первую очередь нужно напомнить о том, что в «майских указах» за № 598 Президент РФ, Лидер Общероссийского народного фронта В.В.Путин дал поручение снизить смертность на дорогах России к 2018 г. дорожно-транспортных происшествий до 10,6 случая на 100 тыс. населения. ОНФ выступил с инициативой о создании публичных карт опасных участков дорог. Эта инициатива была направлена на формирование системы общественного контроля над эффективностью мер, предпринимаемых региональными властями для снижения количества смертей на дорогах.
С этим предложением «фронтовики» обратились к Владимиру Путину 7 мая на заседании Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития страны. Глава государства поддержал инициативу ОНФ и подписал соответствующие поручения.
Связи с чем на своем официальном сайте ГИБДД России выложила в открытый доступ подробные сведения о ДТП во всех субъектах РФ с привязкой к адресам происшествий. Это даёт уникальную возможность в каждом регионе внедрить оперативные мониторинги БДД и способствовать устранению причин участков концентрации ДТП, что несомненно способствует продвижению проекта «Карта жизни» в Республике Дагестан.
Трудностями, с которыми мы сталкиваемся к большому сожалению является то, что в приоритете у некоторых «нерадивых» чиновников не сохранение жизни граждан, а повышение доходности бюджетов за счет сбора штрафов от нарушений правил дорожного движения. В ходе рейдов по республике в рамках проекта «Карта жизни» мы выявляем причины концентрации ДТП, которые являются следствием нерешенных властями проблем». Отсюда и не понимание либо не желание решать серьёзную проблему общества, государства.
ОНФ неоднократно выражал обеспокоенность высоким уровнем смертности от ДТП: ежегодно на российских дорогах гибнут около 27 тыс. человек.
- Какую помощь оказывают общественники, жители республики в вашей работе, и много ли активистов задействованы в проекте?
- К сожалению общественные организации в республике пребывают в аморфном состоянии, предлагаемые ими инициативы остаются на уровне разовых акций, флэш-мобов. Да, есть организации, которые проводят в школах мероприятия, конкурсы, соревнования по БДД среди детей. Но при этом абсолютное большинство школ республики не имеют даже Паспорта - дорожной безопасности образовательной организации «ДОМ – ШКОЛА – ДОМ».
Здесь возникает очевидный вопрос: на сколько эффективны данные мероприятия, проводимые с детьми, в то время как в реальности сталкиваются абсолютно с противоречивой реальностью.
Мы уверены, что более активное вмешательство общественности в эти вопросы позволит значительно ускорить снижение количества смертей на дорогах и достигнуть целей, поставленных президентом России, лидером ОНФ Владимиром Путиным в «майских указах».
Мы будем приглашать к работе наших активистов и просто неравнодушных граждан. Уже сейчас организаторами проекта на Федеральном уровне разработаны соответствующие методические рекомендации для тех, кто желает поучаствовать в проекте, ведется работа по визуализации аварийно-опасных участков дорог на карте, целью, которого является – добиться того, чтобы региональные и муниципальные власти оперативно реагировали на информацию о таких участках и в приоритетном порядке включали их в свои региональные программы по безопасности дорожного движения для скорейшего устранения причин концентрации ДТП.
- Можно ли говорить о перспективах аналогичных проектов в Дагестане, какие знаете примеры?
- Активисты регионального отделения Общероссийского народного фронта по республике Дагестан приступили к реализации проекта ОНФ «Карта жизни» по снижению смертности от дорожно-транспортных происшествий. Детально о проекте мы расскажем на площадке, запланированной на апрель месяц, который пройдёт под названием «Хотим выжить на войне дорог» !!! Такое название нами дано связи с тем, что за прошлый год в 42 регионах России увеличилось число смертных случаев на дорогах, и это происходит притом, что государством выделяются средства на снижения смертностей с повышением уровня безопасности дорожного движения. Надо всерьёз решать нависшую угрозу над обществом. Военные потери без объявления войны!!!
«Теперь, когда президент поручил главам регионов привлекать общественность к обсуждению программ безопасности дорожного движения перед их принятием, люди смогут влиять на их формирование и включение в них мероприятий по устранению причин ДТП на самых опасных участках региональных дорог. Несмотря на наличие различных региональных комиссий и советов, сегодня разработка программ БДД – процесс закрытый и непрозрачный. Это поручение также важно для реализации установки президента на то, чтобы ОНФ становился инструментом народного управления.
Сегодня активисты проекта ОНФ «Карта жизни» работают в десятках регионов – они, несомненно, будут активно участвовать в таких слушаниях и определении приоритетов региональных программ безопасности дорожного движения. Таким образом, я не сомневаюсь, нам вместе удастся значительно повысить эффективность работы по снижению смертности на наших дорогах». Данный шаг является примером своевременного исполнения поручений президента страны и дает возможность каждому желающему подключиться к общественному контролю за безопасностью дорожного движения в родном городе или деревне.
В городе Кизилюрте котором я проживаю, мы совместно с муниципальными властями планируем организовать встречу общественников, представителей мэрии, ОГИБДД МВД России по г.Кизилюрт, СМИ, ДОСААФ, и транспортных организаций с целью организовать постоянную площадку для широкого обсуждения актуальных вопросов по повышению уровня безопасности дорожного движения в МО «город Кизилюрт».
Глава города Пайзула Уцумиев поддерживает данную инициативу Общероссийского народного фронта в Республике Дагестан по созданию эффективной площадки в городе Кизилюрте.
- Алисултан Гаджиявович, расскажите о ваших планах на текущий год. Какова будет региональная повестка координатора проекта "Карта жизни" в Дагестане?
Говоря о планах на текущий год, хотелось бы сказать о проведенном анализе региональных программ за 2014 г., опубликованных на сайте ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 гг.», эксперты ОНФ выяснили, что из 85 субъектов РФ информацию не предоставили 26. Аудит остальных 59 региональных программ показал, что местные власти нередко тратят от 60 до 100% бюджетных средств на приобретение и содержание камер видео фиксации. Всего на эти цели субъекты РФ потратили в прошлом году 1,6 млрд руб. В то же время за счет штрафов за нарушение скоростного режима, согласно данным МВД России, в прошлом году в региональные бюджеты поступило 43,5 млрд руб.
Что же касается ситуации в нашей республике по приобретению и содержанию камер видео фиксаций, видно, что власти на всех уровнях не заинтересованы в их установке и это в то время, когда мы входим в десятку по количеству смертей на дорогах. Так лишь за январь погибло 31человек, ранено 131 при ДТП количестве 88, за февраль погибло 22 человека, ранено 147при количестве ДТП 94, 2016г. В той же Самарской области, где численности населения немного выше чем в нашей республике на эти же месяца при количестве ДТП за январь 302, погибших 32, ранено 42. за февраль количество ДТП 237, ранено 307, погибших 21. В указанных двух регионах одинаковое число погибших в ДТП, в то время как число ДТП в Самарской области составляет 539, а в нашей республике 182.
- С чем связано столь большое количество смертей в Дагестане, где количество в три раза меньше, чем в той же Самарской области напрашивается сам по себе.
- Считаю, что связано это с тем, что мы следуем предрассудкам тех, кто нас окружает, иначе как можно объяснить эту беспечность, равнодушие связанную с тем, что в большинстве своём мы пренебрегаем примитивными средствами безопасности (ремнями), детскими креслами, не соблюдаем скоростной режим, выезжаем на встречную полосу и забираем чужие жизни. Почему мы так не любим, не ценим своих детей, родных, близких, друзей??!
В феврале месяце на Общественном совете при главе Республики Дагестан тема борьба с заторами на дорогах города наш активист, эксперт в этой области Рустам Абдурахманов внес предложение следующего характера; любые начинания в части расширения проезжай части, устранения торговых центров и т.д., будут не так результативны, если при малейшем ДТП участники ДТП будут стоять в ожидании приезда наряда ДПС. При таком ожидании блокируется как минимум одна полоса ПЧ.
Для решения этой проблемы в п.2.6 ПДД РФ были внесены изменения, согласно которым при отсутствии разногласий у участников ДТП они могут не дожидаться приезда наряда ДПС, а самим прибыть в ближайшее подразделение ГАИ и оформить ДТП. Однако, в городском батальоне такие ДТП оформляют очень неохотно, водители вынуждены в течении двух приходить в ГАИ. таким образом, причиной половины всех заторов ситуаций в городе является ДТП с незначительным ущербом. Решить эту проблему можно легко и без вложений. все что нужно, это определить в ГАИ хотя бы одно должностное лицо, которое бы занималось приемом обратившихся к нему участников ДТП и оформлением необходимых документов.
От себя хочу сказать, что все аспекты безопасности дорожного движения нужно рассматривать как целостный интеллектуальный продукт – долгосрочную стратегию, позволяющую повысить безопасность участников дорожного движения и снизить экономические и социальные риски как для организаций, так и для общества в целом.
Мы работаем над созданием команды высококлассных экспертов в республике, работа которых была бы направлена на разработку и реализацию управленческих и коммуникационных проектов в Дагестане в области дорожной безопасности, создание системы пропагандистского воздействия на население с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения.
Беседовал Руслан Гереев.